Сибирские огни, 1958, № 4
мудрая народная легенда о старике Юй- гуне. Она является тем идейно-художе- ' ственным стержнем, который дал воз можность автору передать в очерках аромат китайской земли, трудовое на пряжение свободного народа, сделать очерки интересными и завершенными. Из очерка «Юй-гун передвигает горы» читатель узнает, как извечная мечта ки тайского народа о счастье превращается в живую быль нашего времени. В леген де рассказывается о деятельности Юй- гуна. Он жил на севере Китая, у под ножья двух высоких гор, и каждый день эти горы надо было обходить. Старик со брал своих домочадцев и обратился к ним: «А что если мы с вами не пожале ем сил, снесем мотыгами эту преграду и откроем прямой путь на юг области Юйчжону до самого берега реки Хань?» Домочадцы согласились и сразу же взя лись за дело. Сосед Чжи-соу, увидев это, начал смеяться над Юй-гуном: «Эх, и прост же ты! Ведь ты стар и слаб, тебе и не уколупнуть эти горы, где же тебе их перенести!» Юй-гун ответил ему: «Т.уго же ты соображаешь! Пусть я умру, останутся дети, а у детей ро дятся внуки, а у внуков будут свои дети, и у тех будут сыновья и внуки. Так по коление за поколением пойдут бесконеч ной чередой, а горы-то ведь расти не бу дут; так почему же нам их не срыть?» Еще в 1945 году Мао Цзэ-дун на седь мом съезде Коммунистической партии Китая прекрасно использовал эту древ нюю легенду, применив ее жизненную философию в современной борьбе китай ского народа со своими исконными вра гами. Мао Цзэ-дун сказал: «Сейчас тоже две большие горы давят своей тяжестью на китайский народ — одна из них на зывается империализм, другая — фео дализм. Коммунистическая партия уже давно решила срыть эти горы. Мы дол жны настойчиво проводить в жизнь свое решение, мы должны неустанно тру диться, и мы тоже растрогаем бога, а бог этот — не кто иной, как китайский народ. А если весь народ поднимется, чтобы вместе с нами срыть эти горы, то неужели мы их не сроем?» И через четыре года китайский народ- великан свалил обе «горы» — империа лизм и феодализм и пошел по светлому, свободному пути к счастливой жизни. Каждый очерк этого своеобразного репортажа ведет нас по неизведанным и увлекательным дорогам возрожденного Китая, останавливает внимание на са мых ярких, волнующих картинах борь бы и создания нового в жизни китайских тружеников. Автор хорошо использует испытанный литературный прием кон траста, резких противопоставлений и чаще всего ведет повествование от лица героев очерков. Картинам и фактам из жизни и быта старого Китая, тяжкой судьбе народа-раба противопоставлены убедительные картины светлых дней современного Китая, где хозяином стра ны, творцом своей судьбы является ки тайский народ, сбросивший со своих плеч иго эксплуататаров. Тематически очерки разнообразны: автор умеет уви деть главное, подчеркнуть решающее; он заставляет читателя услышать могу чую поступь миллионов китайских тру жеников, уверенно шагающих по пути, начертанному Коммунистической пар тией. Автор экономно, а местами скупова то, но опытной рукой рисует запоминаю щиеся портреты. Перед читателями зри мо встают: кули Лю Юн-цай («Ворота номер шесть»), бывшие батраки Цюй Тун-фан и Ван Сун-лу («В размах чело веческих рук»), механик У Тан («Юй- гун передвигает горы»). Убедительны и отталкивающие портре ты врагов: император-марионетка Пу, подрядчик Цзинь-лун и другие. Много красочны, свежи и своеобразны пейзаж ные зарисовки Южного, Северного и Центрального Китая; ясен и точен язык, особенно выразительны диалоги. Очерки щедро насыщены цветистыми, но всегда глубокими китайскими иносказаниями, пословицами, легендами, сравнениями. Не лишена книга и теневых сторон. Не все очерки написаны на высоком уровне мастерства. В некоторые из них врывается материал, характерный для газетной статьи, непомерно наполненный цифрами и цитатами («Из записей 1955 года», «Беседа с капиталистом», «Талант и труд»), В книге, в подавляющих случаях, ма териал раскрывается через рассказ са мих героев или от их имени. Прием до ходчивый и верный, но им нельзя зло употреблять, иначе и он начинает терять силу воздействия; автор не всегда соблю дает в этом чувство меры. Указанные недостатки ни в коем слу чае не снижают ценности и не затемня ют привлекательности всей книги. Г. К ун гуров . с л а в н ы й ПУТЬ НАРОДОП СКВЕРА История народностей, населяющих Крайний Север, является ярким показа телем разительных социальных и эконо мических перемен в нашей стране. Са мые отсталые в царской России народно сти за годы Советской власти, минуя стадию капиталистического развития, прошли путь от патриархальщины и феодализма к социализму, стали актив ными строителями коммунизма. Социалистическое строительство у на родностей Крайнего Севера — это заме чательный опыт разрешения задачи на
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2