Сибирские огни, 1958, № 4
лены в повести духовно здоровые силы художественной интеллигенции, помо гающие Сергею Грачеву выйти на вер ную дорогу. Это галерея очень разных людей, но объединенных пониманием подлинных задач искусства. Запоминает ся белое пламя волос на голове отца Сергея—пианиста Николая Грачева, ког да, потрясенный расправой колчаковцев над пленными коммунистами, он страст но играет Патетическую сонату Бетхове на. Симпатичен образ худошника-«при- , кладника» барона Клодта. Наиболее крупно нарисована фигура художника и педагога Алексея Крантов- ского. Он — настоящий мастер. Но, очу тившись в захолустном Заозерске в каче стве поселенца, Крантовский постепенно становится на путь опасных для искус ства компромиссов — рядом с подлинно творческой работой в его мастерской по являются импонирующие мещанскому покупателю картины с мельницей, луной на ночном пейзаже, полуразвалившимся замком; он рисует портреты с фотогра фических открыток. Питомец Император ской академии художеств, Крантовский рвется к серьезной работе, он тщетно предлагает открыть в старом Омске шко лу живописи. Революция спасает художника от за сасывающей тины захолустья. При всей скудности средств, которыми располага ет молодая власть, она открывает перед художником широкое поприще для твор чества и очень близкой ему педагогиче ской деятельности. Учитель Сергея Гра чева, впервые открывший талантливому юноше азы реалистической живописи, Крантовский становится во главе худо жественного института, воспитателем це лого коллектива даровитой молодежи. Искусство в повести выступает не как внутреннее дело людей, профессиональ но занимающихся им. Оно живое явле ние народной жизни. Дьякон-расстрига Андрей Девятый отказывается служить молебен карателям, но, чудом спас шись от расправы, он после освобожде ния Заозерска готовит в далекой глуши самодеятельный спектакль «Ревизор». Колесный мастер и партизанский вожак Егор Еланин, человек большой художе ственной одаренности, помогает Кран- товскому устоять в трудные годы ссылки. Революция не только бережно хранит огни старого искусства, но создает^атмо- сферу, в которой с небывалой силой раз гораются огни новых дарований. Про стая девушка Маринка, вопреки скепти ческим прогнозам Бибича, находят путь в музыку. Вчерашние пахари и партиза ны приходят в художественную студию. «Там, забывая о голоде, на газетной бу маге, огрызками карандашей, вставлен ных в патронные гильзы, при тускло гоф рящих лампочках... рисовали до.поздней ночи микельанджеловского мальчика, вынимающего занозу, и маску Да вида...» Горячо любит Живопись центральны^ герой повести Сергей Грачев, противо поставленный «мелкому бесу» от. искус; ства Бибичу. i ■- Сергей и его товарищи с энтузиазмом воюют за художественный институт} Приспособленец Бибич делает все, что бы загубить в зародыше этот первый ро сток молодого искусства. , ; Так, в общем верно, решается в пове сти тема искусства. Его подлинными но сителями выступают не эстеты и лже- новаторы, а люди из народа, народ, го товый работать «лишние полчаса в день», чтобы создать условия для рас цвета социалистического искусства. Но, верная в основных направлениях,' повесть в деталях, иногда существенных, не всегда правильно, не всегда в соот ветствии с исторической истиной, изо бражает жизнь искусства первых поре волюционных лет. Местами автор упро щает сложные явления, облегчает кон фликты. В повести вся молодежь инсти тута без колебаний отвергает футуристи ческие, «левые» тенденции и стойко за щищает реализм. В действительности дело обстояло много сложней. Именно художественная молодежь тех лет не редко обманывалась «левыми» фразами футуристов и пролеткультовцев, предла гавших ей во имя будущего «сжечь Ра фаэля» и «растоптать цветы» старого искусства. Именно студийная молодежь часто не умела понять модернистско- декадентского содержания идей, пропо ведуемых людьми, иногда искренне ве рившими, что они являются творцами нового, а Пушкин, Чайковский, Репин — это «академстарье». В приложениях к вышедшему недавно сборнику «В. И. Ленин о литературе и искусстве» поме щены воспоминания студийца ВХУТЕ- МАСа С. Сенькина о посещении Лениным общежития коммуны вхутемасовцев в феврале 1921 года. Студийцы, как отме чает мемуарист, бурно атаковали Влади мира Ильича, пытаясь склонить его «в свою веру». «Мы уверены, — говорили они, — что и Вы будете футуристом. Не может быть, чтобы Вы были за ста рый, гнилой хлам, тем более, что футу ристы пока единственная группа, кото рая идет вместе с нами', все остальные уехали к Деникину». (В. И. Ленин. О ли тературе и искусстве. М., L957 г., стр. 625). Все это были молодые коммуни сты. В книге В. Полторакина сверстни ки и политические единомышленники вхутемасовцев освобождены от противо речий, они уверенно и правильно крити куют футуризм, как будто им известны все дискуссии пятидесятых годов, как будто они слушали лекции'по эстетике в наши дни. В. Полторанин счастливо владеет хо рошим зрением художника-живописца в сочетании со вкусом к слову поэта. Он внимателен к детали и любовно относит ся к языку, он умеет находить слова об
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2