Сибирские огни, 1958, № 4

лены в повести духовно здоровые силы художественной интеллигенции, помо­ гающие Сергею Грачеву выйти на вер­ ную дорогу. Это галерея очень разных людей, но объединенных пониманием подлинных задач искусства. Запоминает­ ся белое пламя волос на голове отца Сергея—пианиста Николая Грачева, ког­ да, потрясенный расправой колчаковцев над пленными коммунистами, он страст­ но играет Патетическую сонату Бетхове­ на. Симпатичен образ худошника-«при- , кладника» барона Клодта. Наиболее крупно нарисована фигура художника и педагога Алексея Крантов- ского. Он — настоящий мастер. Но, очу­ тившись в захолустном Заозерске в каче­ стве поселенца, Крантовский постепенно становится на путь опасных для искус­ ства компромиссов — рядом с подлинно творческой работой в его мастерской по­ являются импонирующие мещанскому покупателю картины с мельницей, луной на ночном пейзаже, полуразвалившимся замком; он рисует портреты с фотогра­ фических открыток. Питомец Император­ ской академии художеств, Крантовский рвется к серьезной работе, он тщетно предлагает открыть в старом Омске шко­ лу живописи. Революция спасает художника от за­ сасывающей тины захолустья. При всей скудности средств, которыми располага­ ет молодая власть, она открывает перед художником широкое поприще для твор­ чества и очень близкой ему педагогиче­ ской деятельности. Учитель Сергея Гра­ чева, впервые открывший талантливому юноше азы реалистической живописи, Крантовский становится во главе худо­ жественного института, воспитателем це­ лого коллектива даровитой молодежи. Искусство в повести выступает не как внутреннее дело людей, профессиональ­ но занимающихся им. Оно живое явле­ ние народной жизни. Дьякон-расстрига Андрей Девятый отказывается служить молебен карателям, но, чудом спас­ шись от расправы, он после освобожде­ ния Заозерска готовит в далекой глуши самодеятельный спектакль «Ревизор». Колесный мастер и партизанский вожак Егор Еланин, человек большой художе­ ственной одаренности, помогает Кран- товскому устоять в трудные годы ссылки. Революция не только бережно хранит огни старого искусства, но создает^атмо- сферу, в которой с небывалой силой раз­ гораются огни новых дарований. Про­ стая девушка Маринка, вопреки скепти­ ческим прогнозам Бибича, находят путь в музыку. Вчерашние пахари и партиза­ ны приходят в художественную студию. «Там, забывая о голоде, на газетной бу­ маге, огрызками карандашей, вставлен­ ных в патронные гильзы, при тускло гоф­ рящих лампочках... рисовали до.поздней ночи микельанджеловского мальчика, вынимающего занозу, и маску Да­ вида...» Горячо любит Живопись центральны^ герой повести Сергей Грачев, противо­ поставленный «мелкому бесу» от. искус; ства Бибичу. i ■- Сергей и его товарищи с энтузиазмом воюют за художественный институт} Приспособленец Бибич делает все, что­ бы загубить в зародыше этот первый ро­ сток молодого искусства. , ; Так, в общем верно, решается в пове­ сти тема искусства. Его подлинными но­ сителями выступают не эстеты и лже- новаторы, а люди из народа, народ, го­ товый работать «лишние полчаса в день», чтобы создать условия для рас­ цвета социалистического искусства. Но, верная в основных направлениях,' повесть в деталях, иногда существенных, не всегда правильно, не всегда в соот­ ветствии с исторической истиной, изо­ бражает жизнь искусства первых поре­ волюционных лет. Местами автор упро­ щает сложные явления, облегчает кон­ фликты. В повести вся молодежь инсти­ тута без колебаний отвергает футуристи­ ческие, «левые» тенденции и стойко за­ щищает реализм. В действительности дело обстояло много сложней. Именно художественная молодежь тех лет не­ редко обманывалась «левыми» фразами футуристов и пролеткультовцев, предла­ гавших ей во имя будущего «сжечь Ра­ фаэля» и «растоптать цветы» старого искусства. Именно студийная молодежь часто не умела понять модернистско- декадентского содержания идей, пропо­ ведуемых людьми, иногда искренне ве­ рившими, что они являются творцами нового, а Пушкин, Чайковский, Репин — это «академстарье». В приложениях к вышедшему недавно сборнику «В. И. Ленин о литературе и искусстве» поме­ щены воспоминания студийца ВХУТЕ- МАСа С. Сенькина о посещении Лениным общежития коммуны вхутемасовцев в феврале 1921 года. Студийцы, как отме­ чает мемуарист, бурно атаковали Влади­ мира Ильича, пытаясь склонить его «в свою веру». «Мы уверены, — говорили они, — что и Вы будете футуристом. Не может быть, чтобы Вы были за ста­ рый, гнилой хлам, тем более, что футу­ ристы пока единственная группа, кото­ рая идет вместе с нами', все остальные уехали к Деникину». (В. И. Ленин. О ли­ тературе и искусстве. М., L957 г., стр. 625). Все это были молодые коммуни­ сты. В книге В. Полторакина сверстни­ ки и политические единомышленники вхутемасовцев освобождены от противо­ речий, они уверенно и правильно крити­ куют футуризм, как будто им известны все дискуссии пятидесятых годов, как будто они слушали лекции'по эстетике в наши дни. В. Полторанин счастливо владеет хо­ рошим зрением художника-живописца в сочетании со вкусом к слову поэта. Он внимателен к детали и любовно относит­ ся к языку, он умеет находить слова об­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2