Сибирские огни, 1958, № 4

Книмснсге odolftenuc ПОВЕСТЬ О РОЖДЕНИИ ИСКУССТВА Над Омском свирепствуют сквозные ветры, мародерствуя, уходят колчаков­ цы, на толчке спекулянты учат уму-ра- вуму простаков, голод, тиф, нагайки и шомпола. На этом фоне начинается дей­ ствие повести В. Полторакина «Худож­ ники» '. Автора волнует в ней не новая для советской литературы тема искусст­ ва в период гражданской войны. Повесть В. Полторакина обогащает наше пред­ ставление о годах возникновения совет­ ского искусства. И дело не в том, что она построена на местном сибирском мате­ риале, главное ее достоинство — в свое­ образном подходе писателя к теме, в его оригинальных художественных средст­ вах. Сергей Грачев — центральное лицо книги — юноша из демократической ак­ терской среды, начинающий свою жизнь в искусстве. Автор окружает его множе­ ством людей, каждый из которых стре­ мится оказать влияние на молодого ху­ дожника. Рисуя этих людей, автор обна­ руживает умение пользоваться самыми различными приемами художественной изобразительности. В образе «короля шестой державы», «гения Сибири» Осокина преобладают иронические интонации. Ирония не очень злая, но и не добродушная. Все в этом персонаже — его широкий плащ и ко­ ричневая шляпа со ржавыми пятнами дождевых потеков, мессианская поза и велеречивая фразеология одинокого протестанта, крикливая самореклама и радостная готовность в любую минуту пойти на «скандалецкого» — все это вы­ дает провинциального футуриста. Кол­ чаковский режим кое-чему научил Осо­ кина, оставив на его лице красноречивые •следы нагайки и шомпола. Раньше про­ поведовавший аполитизм и предлагав­ ший «наплевать на все цвета радуги», Осокин занимает, наконец, какую-то по­ литическую позицию. Но ему недостает последовательности и четкости. «С утра пацифист, к обеду анархия, а на людях —полуидиот» — выразительно характе­ ризует Осокина один из персонажей. Не­ навидя Колчака, Осокин не идет дальше каламбурных острот в адрес кровавого 1 В. П о л т о р а н и н . Х у д о ж н и к и . 'Повесть. Омск. Кн. изд.. 1957, 162 стр. адмирала, шуток, «в которых спрятан кукиш». Его рассуждения о «тысячах пудов убитого мозга» не возвышаются над уровнем расплывчатого пацифизма. После изгнания белогвардейцев Осо­ кин искренне хочет сотрудничать с рево­ люционной властью, но идеи, которые он несет молодежи, при всей их внешней левизне, оказываются чуждыми задачам нового искусства. Зритель не принимает картин, написанных при помощи «отклю­ ченного сознания» и передающих мир, увиденный «глазами... коровы». Сатирические краски преобладают в портрете другого претендента на эстети­ ческое воспитание Сергея Грачева — Якова Бибича. Здесь нет и следа добро­ душной иронии, читатель чувствует ав­ торскую ненависть к этому цинику и приспособленцу, хотя в обрисовке его писатель почти не переходит границы объективной манеры письма. Разоблаче­ ние Бибича достигается при помощи са­ мораскрытия героя, его бесчисленных афоризмов, цинично формулирующих мировоззрение этого духовного родича передоновых, самгиных и Грацианских: «На руках люди несут человека только к погосту...», «Биографии всегда подкра­ шены...», «Что такое талант? Горошина, Жолудь! Можно пятьдесят лет протас­ кать этот жолудь в кармане, и все-таки дуба из него не вырастет...», «Дерево, выросшее на вершине холма, даже ма­ ленькое, будет выше тех, что растут в низине...» и т. п. Бибича разоблачают его высказывания о народе, которому этот «мелкий бес» чистого искусства от­ казывает в праве на художественное творчество. Он гнусно издевается над мечтою дочери паровозного машиниста стать музыкантом, заявляя: «Всем захо­ телось уметь все, что умели буржуи. Скоро дворники ударят кулачищем по клавишам органа. Ассенизаторы попрут в академию художеств...» Выступая перед новой молодежью, Бибич прибегает к камуфляжу левой фразы, за которой скрывается провока­ ционное стремление дискредитировать социалистическое искусство. Призывая низвергнуть вместе с золотым тельцом его «служанку... буржуазно-помещичье искусство», Бибич мошенническими сил­ логизмами пытается протащить' вреди­ тельскую идею о примитиве как основе жизни и искусства социалистического об­ щества. Осокиным и Бибичам противопостав­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2