Сибирские огни, 1958, № 4

Во второй сказке заводский кузнец водит черта по кричне (заводской кузни­ це), знакомя его с нравами своего хозяи- на-деспота. Черт убеждается, что в аду грешникам Живется куда привольнее и вольготнее, чем рабочему люду под хо­ зяйским каторжным гнетом; увидал кузнеца Сам хозяин, вскричал; — «Я тебя, „ подлеца, Запорю, морду всю раскровавлю! Я тебя, негодяя, работать заставлю! Что ты ходишь без дела?» Стал черт теребить, В бок толкать кузнеца, этак жалко бормочет; — «Что кричит он?» — «Вить морды нам хочет. И меня и тебя заодно будет бить». Так сказавши, на черта кузнец оглянулся. А уж тот уходить повернулся. — «Нет, постой!» Черта хвать на ходу: «Еще рано прощаться. Погляди-ка на нашу беду, Присмотрися к хозяйскому бою-суду, Поучился, как надо тебе обращаться С грешным людом в аду!» — «Впрямь, в аду против здешней такая беда ли?» Черт хвостишком крутнул. И — обратно махнул. Только черта видали! В октябре 1943 года в Свердловске был опубликован сказ П. Бажова «Жи­ винка в деле». Напечатанный затем од­ новременно в газетах «Правда» и «Труд» этот новый сказ уральского писателя сразу же привлек к себе всеобщее вни­ мание. В сказе была поставлена важная про­ блема: проблема мастерства в труде, проблема превращения труда в искус­ ство. Д. Бедный, ознакомившись со сказом «Живинка в деле» еще до публикации его в столичной печати, выразил чувство восхищения по поводу нового произведе­ ния П. Бажова в стихотворении «Муд­ рый сказ», Оно помещено в том же но­ мере газеты «Труд», в котором был на­ печатан сказ П. Бажова. В своем откли­ ке поэт так комментировал идейное со­ держание сказа: Важны в работе ум и чувство, В труде двойное естество, «Живинкой в деле» мастерство Преображается в искусство. И нет тогда ему границ, И совершенству нет предела. Не оторвать тогда от дела Ни мастеров, ни мастериц. В одном из автографов, хранящихся в архиве поэта, Д. Бедный выявил свое личное отношение к работе над сказами. В своей заметке о работе над «ураль­ скими сказами» Д. Бедный говорит: «Подлинно-поэтические, покоящиеся на народных основаниях, произведения вооружают народ на века. У меня нет дерзости сказать, что в данном случае мне удалось написать такое произведе­ ние. А пока есть то, что есть, что я мог исполнить в меру моих сил... Уральские рабочие сказы изумительны своей глу­ биной и красочностью. Я буду счастлив, если попытка переложить эти сказы в форме, рассчитанной на массового чита­ теля, хоть в малой степени удалась». Ознакомившись с рукописью «Горной породы», мы обязаны констатировать, что попытка Д. Бедного удалась. Осно­ ванные на фольклорном материале и за-, писях П. Бажова, они являются интерес­ нейшими оригинальными художествен­ ными произведениями выдающегося поэта. Книга «Горная порода» еще раз сви­ детельствует о ярком даровании Д. Бед­ ного, широком его творческом диапазо­ не, способности поэта свободно перехо­ дить от одного жанра к другому, о зре­ лом его поэтическом: мастерстве. Созда­ вая свои «сказы», Д. Бедный как бы поэ­ тически соревновался с П. Бажовым в разработке однородных сюжетов, одина­ ково актуальных и важных тем. Книга «Горная порода» Д. Бедного должна быть опубликована полностью, так как ей принадлежит не последнее ме­ сто в художественном наследии поэта последних лет его жизни.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2