Сибирские огни, 1958, № 4
ствуется в следующем сказе «Змеиный след». В сказе разоблачается мелкая и под лая натура Петьки-собственника, утра тившего человеческий облик и превра тившегося в негодяя-угнетателя. Четырнадцать уральских сказов созда но Д. Бедным на основе записей П. Ба жова. Характер изменений, сокращений, добавлений можно проследить по знаме нитому сказу «Каменный цветок» (у Д. Бедного он назван «Мастерство») и по сказам «Горный мастер» («Невеста») и «Кошачьи уши» («Огни»), В сказе «Мастерство» перед читате лями проходит трагическая жизнь сме лого и свободолюбивого Данилы, гени ального мастера-камнереза старого Урала. Взыскательный молодой художник Данила, научившись создавать замеча тельные произведения из самоцветов, по терял интерес к обыденной прозе своего ремесла, к изготовлению пустяшных без делушек по заказу капризных господ. Охваченный страшной жаждой постиг нуть высшую красоту, овладеть глубо чайшими тайнами мастерства, чтобы сде лать чашу из малахита по своему замыс лу, Данила уходит на выучку в чудесное царство хозяйки горы, в ее подземный сад, с дивными каменными цветами, в котором живут и работают ее «горные мастера». Только там герой нашел под линную красоту. Д. Бедный в отличие от П. Бажова усложнил сюжет этой поэтической леген ды. Он более подробно рассказал о жиз ненных мытарствах Данилки-Недокор- мыша в ранней молодости и отчетливее подчеркнул тяжелую духовную драму зрелого Даяилы-мастера, основанную на неудовлетворенности своим творением, на невозможности осуществить свой творческий замысел. Путь к истинной красоте и подлинно му искусству лежит через неустанный, напряженный труд и постоянные поиски нового. Эту мысль Д. Бедный оттенил в 'специальном добавлении к концовке сво его сказа: К месту будет иному сказать пустоплету: Мастерство никому не дается с налету. Стоит мук — очень тяжких порой — мастерство,— В мастерстве высочайшем — в нем есть колдовство. Вон с Данилой какие дела приключилися, В старину мастерству-то как люди училися. Сказ «Огни» («Кошачьи уши») по сво ему происхождению является одним из фольклорных откликов на пугачевское движение. Главные действующие лица этого сказа молодая и энергичная Дуня- ха-Птаха и приисковый рабочий Матвей уходят в пугачевский отряд, а после раз грома пугачевщины становятся грозой для угнетателей, неуловимо скрываясь в горах. «Тайная сила», в лице «кошачьих ушей» —«огней», оберегает этих народ ных мстителей от царских карателей. Д. Бедный в своем переложении сказа П. Бажова усиливает финальную сцену его, сделав основной упор на симпатии трудовых масс к Пугачеву. Молодые же с думной горы-то Все в леса подались. Был Матвей вожаком. Что случилося с ними, то тайной покрыто. Ни откуда вестей не пришло ни о ком. Тоже птаха-Дуняха не дома сидела: С другом вместе, с Матвеем, она улетела. Были умники, стали потом толковать. Ни к чему, дескать, было то все затевать. Не приспело время для этого дела. Только так толковали-то все ль? С Емельяном Иванычем люди недаром На такое решилися. В памяти барам Навсегда тот кровавый кисель, Ныли долго у них поясницы, Да и правнукам всем их досель Емельян-то Иваныч не радостно снится. А уж нам-то никак той поры не забыть. Сорвалось. Что поделаешь? Так тому быть.. Но что было, то было. Потом отзовется. Сорвалося в тот раз, А в другой — не сорвется, И к тому — этот сказ. Совсем коротко и скупо говорится об этом в тексте Бажова: «А молодые тогда с Думной-то горы в леса ушли. Матвей у них вожаком стал. И птаха-Дуняха с ним улетела. Про эту пташку удалую много еще сказывали, да я не помню. Одно в памяти засело — про Дуняхи- ну плетку». Д. Бедный придал стихотворному ва рианту сказа более сильное общественно- политическое звучание. В книге «Горная порода» Д. Бедного имеется еще два сказа «Невозможное дело» и «Где страшней?!», которых не было у П. Бажова. В этих сказах поэт проводит ту мысль, что заводчик-эксплуататор и приказчик- угнетатель свирепее дьявола, а жизнь трудового народа в условиях хозяйской кабалы хуже, чем в аду. Черт способен, например, превратить старуху в красотку, разорить и пустить по миру с сумой кабатчика, а вот урезо нить и сделать человеком душегуба-по- работителя он не в силах. В этом пред приятии черт-при всем своем могуществе пасует. В первом сказе Д. Бедного заводский мастер, испытывая чудодейственную си лу черта, говорит ему: «Наш хозяин — ты знаешь, какой он молодчик Билимбаевский зверь и пройдоха, заводчик. Вот ты чудо мне с ним закати, В человека его преврати. Вправишь душу и совесть ты этому зверю. Вот тогда я поверю!» Черт не выдержал испытания: Скучным сделался черт, задрожал, ■Заскулил, побежал. Долго он у хозяйского дома крутился. На чертячьи на фокусы все он пустился. Сорвалось. Черт совсем загрустил. К парню грустный вернулся он, хвост опустил. — «Я. — сказал, — средь чертей не последний калека, Да хозяин-то твой... Сколько хочешь потей. Совладать с ним нельзя. Даже сотни чертей Не сумеют его превратить в человека!»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2