Сибирские огни, 1958, № 4
тель поистине исключительный, артист своего дела... Бажов в сказах блестящ. Это подлинный «горный мастер» фольк лорного цеха. Словесная его одаренность и знание областной речи таковы, что я напрягал все усилия к тому, чтобы не уронить ни одного из тех словесных изумрудов, которые так щедро рассыпа ны в его записях. Горные мастеровые, создавшие уральские сказы,— это все люди богатой одаренности. Быть на их уровне при обработке сказов — дело не легкое. Надежду на то, что я не снижу их мастерства, мне внушил предшество вавший этой работе опыт с поэтическим оформлением гениальной ойротской ле генды «Зажглась золотая заря», кото рою возглавляется знаменитый изданный «Правдою» сборник «Творчество наро дов СССР». Я этой легенды не снизил. Не снижены, я надеюсь, и «сказы», обра ботанные мною в том же стиле, тем же размером. Богатство их содержания и красота образов таковы, что они должны привлечь к себе внимание представите лей всех видов искусства. В статье о них <И. Астахова в «Литер, обозрении») хо рошо сказано: «В чудесных сказах, ма стерски воспроизводящих многообразные характеры людей и мифологические об разы, отражены глубокочеловеческие стремления и благородные идеалы, вы работанные народом-тружеником в суро вой непреклонной борьбе с природой и своими врагами». Охарактеризовав ска зы, как «выдающееся произведение на родного искусства», И. Астахов подме тил, что ряд сказов представляет собой «единый и вполне законченный по идее цикл». Я иду далее и заявляю, что пред нами в сказах имеются все элементы для того, чтобы считать их подлинной эпо пеей, и некоторые мои сокращения, до бавления и изменения имели целью уси лить его впечатление». Подвергая творческой переработке материал исключительно высокого идей но-художественного качества, поэт не жалел сил. «Приступил я к работе с во сторгом, но и с робостью. Работал с нап ряжением порою изумительным и черпал недостающие силы в самом материале...» Подготавливаемую к печати книгу «уральских сказов» «Горная порода» Д. Бедный назвал эпопеей. В предисло вии поэт заявляет, что он выступает в этом героическом жанре от имени всего коллектива уральских рабочих, подлин ных творцов этих сказов. «Горная порода» целой династии уральских торных мастеров,— писал Д. Бедный,— создавала эти пленитель ные сказы, эту чудесную эпопею о стра даниях и борьбе доблестных предкоз ны нешнего счастливого поколения ураль цев». Подвергая уральские и алтайские ле- гендьК художественной обработке, Д. Бедный использует поэтическую де таль в целях индивидуализации того или 12. «Сибирские огни» № 4. иного образа; основным средством типи зации делает отбор социально-бытовых и психологических характерных черт. Соз давая картины жизни и быта уральских и алтайских горнорабочих прошлого, в которых искусно переплетается оеалнзм с фантастикой, поэт обнаруживает боль шую чуткость к языку и его лексическим запасам; с помощью скупых, 'но ярких штрихов подчеркивает главное в челове ке, в событии, в ситуации. С присущим ему мастерством Д. Бедный разрабаты вает сатирические образы, индивидуали зирует речь персонажей, рисует приро ду. Подлинный герой сказов Д. Бедного — ^простой народ, мудрый и благород ный, честный и мужественный. Подготовляемый к печати текст «Гор ной породы» был представлен на рас смотрение К. Е. Ворошилову. Он частич но ознакомился с объемистым трудом Д. Бедного и одобрил его. В архиве поэ та хранится автограф письма К. Вороши лова к Д. Бедному от 8 марта 1945 го да. За два с половиной месяца до смерти поэта К. Ворошилов писал: «Дорогой Демьян! Успел прочесть только эту вот тетрадку и прямо дол жен сказать — вещь хорошая; нужно на чатую работу закончить, так я полагаю, и желаю тебе успеха и крепкого здо ровья. Твой К. Ворошилов». Все «сказы», вошедшие в «Горную по роду», Д. Бедный написал классическим разностопным анапестом. Видоизменяя прозу П. Бажова и другие фольклорные источники, поэт отходил от подлинников; не только трансформировал их, но и «вносил в сказы сокращения, изменения и добавления». Машинописный экземпляр эпопеи Д. Бедного «Горная порода» открывает ся сказом «Два брата», у П. Бажова он называется «Про Великого Полоза». Волшебный и всемогущий бог золотых месторождений Великий Полоз указыва ет братьям Петьке и Ваське горный уча сток, где скрыты его несметные богат ства. Змей-Полоз, решивший обеспечить и осчастливить братьев, явился им в об разе доброжелательного старика, «деда Степаныча», который, открыв им свое намерение, «...обратился к ребятам: — «прощайте! - Хорошо замечайте, ребятки, мой след И по следу по этому сверху копайте. Вглубь не лезьте мой добрый совет — Впору будет вам жить и верхами одними» И вот видят ребята — пред ними Человека чужого уж нет: Все, до пояса, что желтизною блистало, Головою огромную стало. Головой без людского лица И с глазищами —- во! — с два гусиных яйца». Младший брат Петька, не послушав ши благоразумного совета доброжела тельного Полоза, в бешеной погоне за наживой бесславно погиб. Об этом пове
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2