Сибирские огни, 1958, № 4

тель поистине исключительный, артист своего дела... Бажов в сказах блестящ. Это подлинный «горный мастер» фольк­ лорного цеха. Словесная его одаренность и знание областной речи таковы, что я напрягал все усилия к тому, чтобы не уронить ни одного из тех словесных изумрудов, которые так щедро рассыпа­ ны в его записях. Горные мастеровые, создавшие уральские сказы,— это все люди богатой одаренности. Быть на их уровне при обработке сказов — дело не легкое. Надежду на то, что я не снижу их мастерства, мне внушил предшество­ вавший этой работе опыт с поэтическим оформлением гениальной ойротской ле­ генды «Зажглась золотая заря», кото­ рою возглавляется знаменитый изданный «Правдою» сборник «Творчество наро­ дов СССР». Я этой легенды не снизил. Не снижены, я надеюсь, и «сказы», обра­ ботанные мною в том же стиле, тем же размером. Богатство их содержания и красота образов таковы, что они должны привлечь к себе внимание представите­ лей всех видов искусства. В статье о них <И. Астахова в «Литер, обозрении») хо­ рошо сказано: «В чудесных сказах, ма­ стерски воспроизводящих многообразные характеры людей и мифологические об­ разы, отражены глубокочеловеческие стремления и благородные идеалы, вы­ работанные народом-тружеником в суро­ вой непреклонной борьбе с природой и своими врагами». Охарактеризовав ска­ зы, как «выдающееся произведение на­ родного искусства», И. Астахов подме­ тил, что ряд сказов представляет собой «единый и вполне законченный по идее цикл». Я иду далее и заявляю, что пред нами в сказах имеются все элементы для того, чтобы считать их подлинной эпо­ пеей, и некоторые мои сокращения, до­ бавления и изменения имели целью уси­ лить его впечатление». Подвергая творческой переработке материал исключительно высокого идей­ но-художественного качества, поэт не жалел сил. «Приступил я к работе с во­ сторгом, но и с робостью. Работал с нап­ ряжением порою изумительным и черпал недостающие силы в самом материале...» Подготавливаемую к печати книгу «уральских сказов» «Горная порода» Д. Бедный назвал эпопеей. В предисло­ вии поэт заявляет, что он выступает в этом героическом жанре от имени всего коллектива уральских рабочих, подлин­ ных творцов этих сказов. «Горная порода» целой династии уральских торных мастеров,— писал Д. Бедный,— создавала эти пленитель­ ные сказы, эту чудесную эпопею о стра­ даниях и борьбе доблестных предкоз ны­ нешнего счастливого поколения ураль­ цев». Подвергая уральские и алтайские ле- гендьК художественной обработке, Д. Бедный использует поэтическую де­ таль в целях индивидуализации того или 12. «Сибирские огни» № 4. иного образа; основным средством типи­ зации делает отбор социально-бытовых и психологических характерных черт. Соз­ давая картины жизни и быта уральских и алтайских горнорабочих прошлого, в которых искусно переплетается оеалнзм с фантастикой, поэт обнаруживает боль­ шую чуткость к языку и его лексическим запасам; с помощью скупых, 'но ярких штрихов подчеркивает главное в челове­ ке, в событии, в ситуации. С присущим ему мастерством Д. Бедный разрабаты­ вает сатирические образы, индивидуали­ зирует речь персонажей, рисует приро­ ду. Подлинный герой сказов Д. Бедного — ^простой народ, мудрый и благород­ ный, честный и мужественный. Подготовляемый к печати текст «Гор­ ной породы» был представлен на рас­ смотрение К. Е. Ворошилову. Он частич­ но ознакомился с объемистым трудом Д. Бедного и одобрил его. В архиве поэ­ та хранится автограф письма К. Вороши­ лова к Д. Бедному от 8 марта 1945 го­ да. За два с половиной месяца до смерти поэта К. Ворошилов писал: «Дорогой Демьян! Успел прочесть только эту вот тетрадку и прямо дол­ жен сказать — вещь хорошая; нужно на­ чатую работу закончить, так я полагаю, и желаю тебе успеха и крепкого здо­ ровья. Твой К. Ворошилов». Все «сказы», вошедшие в «Горную по­ роду», Д. Бедный написал классическим разностопным анапестом. Видоизменяя прозу П. Бажова и другие фольклорные источники, поэт отходил от подлинников; не только трансформировал их, но и «вносил в сказы сокращения, изменения и добавления». Машинописный экземпляр эпопеи Д. Бедного «Горная порода» открывает­ ся сказом «Два брата», у П. Бажова он называется «Про Великого Полоза». Волшебный и всемогущий бог золотых месторождений Великий Полоз указыва­ ет братьям Петьке и Ваське горный уча­ сток, где скрыты его несметные богат­ ства. Змей-Полоз, решивший обеспечить и осчастливить братьев, явился им в об­ разе доброжелательного старика, «деда Степаныча», который, открыв им свое намерение, «...обратился к ребятам: — «прощайте! - Хорошо замечайте, ребятки, мой след И по следу по этому сверху копайте. Вглубь не лезьте мой добрый совет — Впору будет вам жить и верхами одними» И вот видят ребята — пред ними Человека чужого уж нет: Все, до пояса, что желтизною блистало, Головою огромную стало. Головой без людского лица И с глазищами —- во! — с два гусиных яйца». Младший брат Петька, не послушав­ ши благоразумного совета доброжела­ тельного Полоза, в бешеной погоне за наживой бесславно погиб. Об этом пове­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2