Сибирские огни, 1958, № 4
В, А. ЦЫБЕНКО „Горная порода6 (Из неопубликованного наследия Д. Бедного) В архиве Д. Бедного хранятся еще не опубликованные стихотворные «сказы», созданные поэтом на материале ураль- • ского и алтайского горнорабочего фольк лора1. Этот труд Д. Бедного, сохранив шийся в виде нескольких объемистых машинописных тетрадей, заслуживает большого внимания. Урало-алтайские «сказы» явились ито гом творческих исканий писателя второй половины 30-х годов в области фолькло ра, интерес к которому, как известно, у поэта никогда не ослабевал. Д. Бедный с большой энергией углуб лялся в недра художественной- культу ры народов СССР, переводил на русский язык произведения братских националь ностей, творчески осваивал и перераба тывал русский и национальный фольк лор. Ойротские, марийские, армянские, мордовские песни и поэмы в переводе Д. Бедного включены в книгу «Творче ство народов СССР» (1937 г.). Изучение уральского и алтайского ра бочего фольклора, послужившего осно ванием для создания книги «Горная по рода», было начато Д. Бедным в 1939 году. «Крайне примечательно,— писал тогда Д. Бедный,— что рабочий фольк лор, бывший в таком пренебрежении у дореволюционных фольклористов, имен но теперь обнаружил себя в образцах изумительной силы и красоты. Всего только три года тому назад в Свердлов ске была издана книга «Дореволюцион ный фольклор на Урале». В ней было по мещено и комментировано несколько уральских горнорабочих «тайных ска зов». Среди этих сказов особо выделя лись три, записанных П. П. Бажовым. В минувшем году в Новосибирске вышла книга сказаний алтайских горнорабочих «Легенды и были». Книга тоже перво классного значения. Блестяще подтвер дилось чье-то утверждение, что ураль ские и алтайские заводы являются «ко лыбелью рабочего фольклора»2. 1 Институт мировой литературы им. Горь кого. Академии наук СССР. 2 Архив Д. Бедного, ИМЛИ. Далее все ма териалы цитирую без сноски. При жизни автора в связи с его рабо той над «сказами» было опубликовано всего лишь одно небольшое стихотворе ние под названием «Мудрый сказ» в га зете «Труд» (21 ноября 1943 года). В 1951 году, спустя 6 лет после смерти поэта, в апрельской книжке молодежного журнала «Смена» было напечатано еще одно стихотворение, под заголовком «Уральские сказы», написанное Д. Бед ным в 1939 году и после ряда перерабо ток окончательно отредактированное в 1941 году. В этом же номере журнала были опуб ликованы выдержки из вступительной статьи поэта, которую он предполагал предпослать своей подготовляемой к пе чати книге «Горная порода». И только единственный из «уральских сказов», входящих в названную книгу, сказ «Ма стерство», подвергнутый авторской прав ке в 1941 году, вошел в 4-й том послед него собрания сочинений Д. Бедного (1954 г.). Изучение архивных материалов пока зывает, сколько напряженной творческой энергии и таланта отдал поэт «сказам», с каким увлечением и страстью он пере давал в стихотворной форме сюжеты ста ринных легенд! К сожалению, поэт не успел завершить свой большой труд. Сюжеты и образы «сказов», над кото рыми работал Д. Бедный, уходят своими корнями в глубину веков. Они передава лись от одного поколения к другому. С 1936 года в Свердловске и Москве началась публикация «Уральских ска зов» Павла Петровича Бажова, тогда еще малоизвестного писателя. В конце 30-х годов, с выходом в свет книги П. Бажо ва «Малахитовая шкатулка», имя автора этой книги стало популярным, и «сказы» его получили всенародное признание. «Записаны были эти сказы и легенды, ■—- отмечает Д. Бедный,— Бажовым по памяти. Слыхал он их в своем раннем детстве на Полевском заводе, где он жил в 1890— 1900 гг. Сказывал их ему и другим рабочим, на свидетельство кото рых Бажов ссылается, старик-рабочий Василий Алексеевич Хмелинин, скази
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2