Сибирские огни, 1958, № 4

В, А. ЦЫБЕНКО „Горная порода6 (Из неопубликованного наследия Д. Бедного) В архиве Д. Бедного хранятся еще не опубликованные стихотворные «сказы», созданные поэтом на материале ураль- • ского и алтайского горнорабочего фольк­ лора1. Этот труд Д. Бедного, сохранив­ шийся в виде нескольких объемистых машинописных тетрадей, заслуживает большого внимания. Урало-алтайские «сказы» явились ито­ гом творческих исканий писателя второй половины 30-х годов в области фолькло­ ра, интерес к которому, как известно, у поэта никогда не ослабевал. Д. Бедный с большой энергией углуб­ лялся в недра художественной- культу­ ры народов СССР, переводил на русский язык произведения братских националь­ ностей, творчески осваивал и перераба­ тывал русский и национальный фольк­ лор. Ойротские, марийские, армянские, мордовские песни и поэмы в переводе Д. Бедного включены в книгу «Творче­ ство народов СССР» (1937 г.). Изучение уральского и алтайского ра­ бочего фольклора, послужившего осно­ ванием для создания книги «Горная по­ рода», было начато Д. Бедным в 1939 году. «Крайне примечательно,— писал тогда Д. Бедный,— что рабочий фольк­ лор, бывший в таком пренебрежении у дореволюционных фольклористов, имен­ но теперь обнаружил себя в образцах изумительной силы и красоты. Всего только три года тому назад в Свердлов­ ске была издана книга «Дореволюцион­ ный фольклор на Урале». В ней было по­ мещено и комментировано несколько уральских горнорабочих «тайных ска­ зов». Среди этих сказов особо выделя­ лись три, записанных П. П. Бажовым. В минувшем году в Новосибирске вышла книга сказаний алтайских горнорабочих «Легенды и были». Книга тоже перво­ классного значения. Блестяще подтвер­ дилось чье-то утверждение, что ураль­ ские и алтайские заводы являются «ко­ лыбелью рабочего фольклора»2. 1 Институт мировой литературы им. Горь­ кого. Академии наук СССР. 2 Архив Д. Бедного, ИМЛИ. Далее все ма­ териалы цитирую без сноски. При жизни автора в связи с его рабо­ той над «сказами» было опубликовано всего лишь одно небольшое стихотворе­ ние под названием «Мудрый сказ» в га­ зете «Труд» (21 ноября 1943 года). В 1951 году, спустя 6 лет после смерти поэта, в апрельской книжке молодежного журнала «Смена» было напечатано еще одно стихотворение, под заголовком «Уральские сказы», написанное Д. Бед­ ным в 1939 году и после ряда перерабо­ ток окончательно отредактированное в 1941 году. В этом же номере журнала были опуб­ ликованы выдержки из вступительной статьи поэта, которую он предполагал предпослать своей подготовляемой к пе­ чати книге «Горная порода». И только единственный из «уральских сказов», входящих в названную книгу, сказ «Ма­ стерство», подвергнутый авторской прав­ ке в 1941 году, вошел в 4-й том послед­ него собрания сочинений Д. Бедного (1954 г.). Изучение архивных материалов пока­ зывает, сколько напряженной творческой энергии и таланта отдал поэт «сказам», с каким увлечением и страстью он пере­ давал в стихотворной форме сюжеты ста­ ринных легенд! К сожалению, поэт не успел завершить свой большой труд. Сюжеты и образы «сказов», над кото­ рыми работал Д. Бедный, уходят своими корнями в глубину веков. Они передава­ лись от одного поколения к другому. С 1936 года в Свердловске и Москве началась публикация «Уральских ска­ зов» Павла Петровича Бажова, тогда еще малоизвестного писателя. В конце 30-х годов, с выходом в свет книги П. Бажо­ ва «Малахитовая шкатулка», имя автора этой книги стало популярным, и «сказы» его получили всенародное признание. «Записаны были эти сказы и легенды, ■—- отмечает Д. Бедный,— Бажовым по памяти. Слыхал он их в своем раннем детстве на Полевском заводе, где он жил в 1890— 1900 гг. Сказывал их ему и другим рабочим, на свидетельство кото­ рых Бажов ссылается, старик-рабочий Василий Алексеевич Хмелинин, скази­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2