Сибирские огни, 1958, № 4

обывательщины, то на каком основании люди вообще обвиняются тут? Наконец, совет всегда двигаться вперед лишь по прямой — по меньшей мере, не очень мудрый совет. В эпоху «Голого странника» и «Воз­ душных фрегатов» было понятным про­ тивопоставление романтических образов обыденщине. Тогда поэт дрался с целым лагерем нэпманов и не умел противопо­ ставить ему реальные черты, не постро­ енного еще социализма. Неопределен­ ность идеалов поэта выражалась в от­ влеченном романтизме положительных образов. Когда же сейчас поэт продол­ жает использовать прежние свои фор­ мальные приемы, то получается — «я не то, что ты хочешь сказать». От приемов подобной условности неда­ леко и до полнейшего абстрагирования, когда вообще теряется конкретность мысли и образа. Все Обрело Первичный вес: Воскрес Алмаз, Лишась оправы, Лекарства превратились в травы, Бумага превратилась в лес. Но только на единый- миг. Чтоб разуму понятно стало, Как зрело все и возрастало. Как Этот самый Мир Возник. Что здесь описано? Всесоюзная сель­ скохозяйственная выставка. Стихотворе­ ние так и называется: «На ВСХВ». Это уже не художническое видение, не эмо­ циональное восприятие объекта, а голая формула выставки, если можно так вы­ разиться. Вообще JI. Мартынова потянуло на формулы, на сентенции, на какой-то не­ приятный тон поучения. В период «Эр- цинского леса» поэт на время перестал ощущать собеседника, потерял к нему интерес, не без высокомерия превратил его в бесцветного статиста. Какие-то остатки подобного отношения проскаль­ зывают и сейчас. «Ты без меня — только дым без огня», «Любовь», «Из смиренья не пи­ шутся стихотворения» — все это вещи одного плана. Отрываясь от эмоциональ­ но-конкретного восприятия действитель­ ности, они пытаются или дать абстракт­ ную квинтэссенцию явления, чувства, или продекларировать общие положения. Недостатки некоторых поздних стихов Л. Мартынова проистекают из его преж­ него опыта, использованного механиче­ ски. Но и достоинства лучших стихотво­ рений идут из того же источника. В книгах «Лукоморье» и «Эрцинский лес» слишком многое было зашифрова­ но или высказано общими словами. Сей­ час поэт возвращается к той святой про­ стоте, истоком которой во всей русской литературе является А. С. Пушкин. Вот стихотворение «Двадцатые годы». На первый взгляд, стихотворение не­ сколько примитивно построено — идет простое перечисление черт эпохи. Но за каждой деталью встают пласты жизни двадцатых годов. Иногда поэт просто называет предме­ ты, типичные именно для той эпохи: «телефонные ручки», «богатырские шлемы». Иногда он буквальные опреде­ ления сопоставляет с эмоционально-ме­ тафорическими, наполняя их обобщаю­ щим смыслом: И бледноватые шрифты В огненно-пылких изданьях. Помню и фильмы, что были Немы и вовсе не немы. Он использует простые названия, ко­ торые самой своей «экзотичностью» для современного человека действуют на во­ ображение, заставляют переноситься в описываемую эпоху: Помню Китайскую стену И конструктивную сцену. К одному из таких названий добав­ ляется красочный эпитет: мутность пру­ дов Патриарших. И следует строка, не несущая зримых черт, даже несколько шаблонная сама по себе, но звучащая обновленно, пото­ му что она органически сливается с конкретными чертами той эпохи да еще чисто художественно усиливается проти­ вопоставлением предыдущей строке в ассонансе: Мудрость товарищей старших. И когда в концовке поэт говорит: Помню я буйную участь Нашего поколенья. — взволнованная мысль уносит нас к на­ шим дням. Мы вспоминаем, что это по­ коление в молодости строило Турксиб и ломало кержацкий быт, в зрелые годы прошло через испытания Великой Отече­ ственной войны, а на склоне лет участ­ вует в строительстве коммунизма. Буйная участь была у поколения, к которому принадлежит JI. Н. Мартынов. Оно работало в .годы ожесточенной клас­ совой борьбы и сложного процесса рож­ дения морально-политического единства советского народа. Безусловно, это был самый трудный этап в истории первой в мире страны социализма. Не все писа­ тели прошли его одинаково. У одних был прямой путь, у других, как у JI. Мар­ тынова, со срывами и отступлениями, со сложными поисками своего места в но­ вой действительности. Мудрой партии и героическому народу обязаны они тем, что выработалось у них самое передо­ вое мировоззрение эпохи и родилось са­ мое высокое в мире вдохновение.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2