Сибирские огни, 1958, № 4
обывательщины, то на каком основании люди вообще обвиняются тут? Наконец, совет всегда двигаться вперед лишь по прямой — по меньшей мере, не очень мудрый совет. В эпоху «Голого странника» и «Воз душных фрегатов» было понятным про тивопоставление романтических образов обыденщине. Тогда поэт дрался с целым лагерем нэпманов и не умел противопо ставить ему реальные черты, не постро енного еще социализма. Неопределен ность идеалов поэта выражалась в от влеченном романтизме положительных образов. Когда же сейчас поэт продол жает использовать прежние свои фор мальные приемы, то получается — «я не то, что ты хочешь сказать». От приемов подобной условности неда леко и до полнейшего абстрагирования, когда вообще теряется конкретность мысли и образа. Все Обрело Первичный вес: Воскрес Алмаз, Лишась оправы, Лекарства превратились в травы, Бумага превратилась в лес. Но только на единый- миг. Чтоб разуму понятно стало, Как зрело все и возрастало. Как Этот самый Мир Возник. Что здесь описано? Всесоюзная сель скохозяйственная выставка. Стихотворе ние так и называется: «На ВСХВ». Это уже не художническое видение, не эмо циональное восприятие объекта, а голая формула выставки, если можно так вы разиться. Вообще JI. Мартынова потянуло на формулы, на сентенции, на какой-то не приятный тон поучения. В период «Эр- цинского леса» поэт на время перестал ощущать собеседника, потерял к нему интерес, не без высокомерия превратил его в бесцветного статиста. Какие-то остатки подобного отношения проскаль зывают и сейчас. «Ты без меня — только дым без огня», «Любовь», «Из смиренья не пи шутся стихотворения» — все это вещи одного плана. Отрываясь от эмоциональ но-конкретного восприятия действитель ности, они пытаются или дать абстракт ную квинтэссенцию явления, чувства, или продекларировать общие положения. Недостатки некоторых поздних стихов Л. Мартынова проистекают из его преж него опыта, использованного механиче ски. Но и достоинства лучших стихотво рений идут из того же источника. В книгах «Лукоморье» и «Эрцинский лес» слишком многое было зашифрова но или высказано общими словами. Сей час поэт возвращается к той святой про стоте, истоком которой во всей русской литературе является А. С. Пушкин. Вот стихотворение «Двадцатые годы». На первый взгляд, стихотворение не сколько примитивно построено — идет простое перечисление черт эпохи. Но за каждой деталью встают пласты жизни двадцатых годов. Иногда поэт просто называет предме ты, типичные именно для той эпохи: «телефонные ручки», «богатырские шлемы». Иногда он буквальные опреде ления сопоставляет с эмоционально-ме тафорическими, наполняя их обобщаю щим смыслом: И бледноватые шрифты В огненно-пылких изданьях. Помню и фильмы, что были Немы и вовсе не немы. Он использует простые названия, ко торые самой своей «экзотичностью» для современного человека действуют на во ображение, заставляют переноситься в описываемую эпоху: Помню Китайскую стену И конструктивную сцену. К одному из таких названий добав ляется красочный эпитет: мутность пру дов Патриарших. И следует строка, не несущая зримых черт, даже несколько шаблонная сама по себе, но звучащая обновленно, пото му что она органически сливается с конкретными чертами той эпохи да еще чисто художественно усиливается проти вопоставлением предыдущей строке в ассонансе: Мудрость товарищей старших. И когда в концовке поэт говорит: Помню я буйную участь Нашего поколенья. — взволнованная мысль уносит нас к на шим дням. Мы вспоминаем, что это по коление в молодости строило Турксиб и ломало кержацкий быт, в зрелые годы прошло через испытания Великой Отече ственной войны, а на склоне лет участ вует в строительстве коммунизма. Буйная участь была у поколения, к которому принадлежит JI. Н. Мартынов. Оно работало в .годы ожесточенной клас совой борьбы и сложного процесса рож дения морально-политического единства советского народа. Безусловно, это был самый трудный этап в истории первой в мире страны социализма. Не все писа тели прошли его одинаково. У одних был прямой путь, у других, как у JI. Мар тынова, со срывами и отступлениями, со сложными поисками своего места в но вой действительности. Мудрой партии и героическому народу обязаны они тем, что выработалось у них самое передо вое мировоззрение эпохи и родилось са мое высокое в мире вдохновение.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2