Сибирские огни, 1958, № 4

Что такое случилось со мною? Говорю я с тобою одною, А слова мои почему-то Повторяются за стеною, И эвучзт они в ту же минуту В ближних рощах и дальних пущах, В близлежащих людских жилищах, И на всяческих пепелищах, И повсюду среди живущих. Удивительно мощное эхо. Очевидно, такая эпоха! Здесь есть радость освобождения от внутренней замкнутости, восхищение тем, что личное так чутко воспринимает­ ся общественным, сливается с ним. Тема радостного и мудрого познания жизни развивается в стихотворении «Удача». Не далекую мечту, а сегодняш­ нюю жизнь научился ценить поэт, он теперь видит ее значительней и прекрас­ ней, чем видел раньше: Различаю все четче и четче, Как глаза превращаются в очи, Как в уста превращаются губы, Как в дела превращаются речи. Чудесное чувство слова помогло поэту лаконичным сопоставлением синонимов выразить глубокий философский смысл. Если герой Эрцинского леса звал со­ временников к топазам и изумрудам, об­ манывал их волшебным счастьем Луко­ морья, то теперь герой послевоенных стихов сердится на людей, которые по старости или по молодости не хотят за­ мечать «золотых от зрелости ценностей современности». Он с любовью и гордостью вгляды­ вается в свое, реальное Лукоморье, в особых, небывалых людей, строителей первого социалистического общества. Бедняки земли считают нас, совет­ ских людей, богачами. Богачи считают нас беднотой. А мы — Не богачи, не бедняки] Мы те, которых не бывало прежде. И прошлогоднейшие ярлыки Вы к нашей не пришпилите одежде. Сказать точнее, Есть у нас черты, В которых ни малейшей капли сходства С чертами богачей и бедноты... Здесь речь «д е т о праве первородства! говорит поэт в стихотворении «Перво­ родство». Поэт чувствует ответственность свое­ го народа, свою лично, как советского гражданина, за судьбы всего мира, за счастье человечества. В изящном стихо­ творении «Я вас люблю» он говорит о том, что личные желания должны отсту­ пить пока неред необходимостью совер­ шения главного —• помощи угнетенному человечеству. Будущее счастье человечества поэт связывает с победой дела мира. Тема борьбы за мир у нас несколько заштам- повалась обилием газетных стихотворе­ ний, добросовестно повторяющих обще­ известные лозунги. Л. Мартынов поэти­ чески обновляет и углубляет эту тему в стихотворении «Мир». Поэт органично сливает воедино два понятия слова мир: а) вся земля; б) от­ сутствие войны. «Мир велик!», «Мир, извечный дробитель цепей», «Люди мира и счастья хотят». Если в первой фразе выделяется смысл —- вся земля, а в последней — отсутствие войны, то во второй фразе два понятия совершенно слиты: мир, человечество, всегда рвался к освобождению, и он прекращал вой­ ны, только обуздывая своих правите­ лей. В конечном счете, это поэтическая игра словами, но каким глубочайшим смыслом наполнена она! В этом-то и за­ ключается суть «поэзии, как волшеб­ ства». Ведь даже в художественной прозе не­ возможно с таким успехом поставить на службу идее звучание слова, сопоставле­ ние его внешнего выражения с глубин­ ным смыслом, фонетики с лексикой. Поэт многогранно исследует отноше­ ние к миру и «владельцев земель», и «писателей книг», и «иных, бесконечно испуганных», и, наконец, народа, чело­ вечества, глашатаем которого выступает сам. Давнишняя способность JI. Мартыно­ ва раскрывать смысл и связь слов в их созвучии здесь оказалась блестяще сконцентрированной: одни уверяют, что мир ■— только миг, полный мук, другие заявляют, что мир — это пир, это жир, это мор, это тир. «Но таков ли действительно мир?» — спрашивает поэт и отвечает от имени простых людей: Нет! Могучее существо Не вместится в солдатский мундир. Надеваемый на него. Люди мира и счастья хотят. И когда на добычу летят Двойники отплясавших в петле, Человек, предает их земле. Человек предает их земле! Не менее своеобразно и поэтически ярко решена тема борьбы за мир и в стихотворении «По существу ли эти споры?». Поэт чутко и радостно ощущает на­ ступление великих перемен на земле. «Двадцатый век на переломе», — вос­ клицает он. Ему не спится по ночам, он не хочет «угреться и забыться». Ведь «зреет на земле очередное чудо», и он «предуга­ дать его» имеет полномочья. Герой «Лукоморья» не был чрезмерно внимателен к людям, частенько он смот­ рел на них лишь как на сосуд для своих поэтических излияний. Теперь этот по- мудревший герой щедро распахнул свое сердце навстречу окружающим его лю­ дям. .Женщине приснилось, что солнечный луч протянулся, как нитка, сквозь ушко ее иголки.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2