Сибирские огни, 1958, № 4
JI. Мартынов обогатил возможности рифмы, следуя завету Маяковского, что рифмовка окончаний слов — это самое примитивное, что способы рифмовки очень широки. Убедитесь: не к бездне ведет вас прохожий, Скороходу подобный, на вас не похожий. — Гот прохожий, который стеснялся в прихожей, Гот приезжий, что пахнет коричневой кожей, Неуклюжий, но дюжий, в тужурке медвежьей. Поэту мало зарифмованных оконча ний. Он пронизывает током рифм на сквозь все строки, рассыпает их внутри строф: «прохожий—в прихожей», «при езжий—медвежьей», «неуклюжий—дю жий». Ему мало точнейших рифм, он еще заставляет консонировать пары зариф мованных окончаний: Увешанная виадуками, Источенная водостокам». Набитая золой и туками. Насквозь пронизанная токами. Это придает строфе особую упругость и запоминаемость. Из всех средств поэтической вырази тельности, пожалуй, наиболее стерся и заштамповался эпитет. Мартынов не боится нагнетания эпитетов, больше то го, он часто дает им главную смысло вую нагрузку. Собственно, не только «неуклюжий, дюжий» являются прилага тельными, но и «приезжий», «прохо жий», «прихожая» — это тоже прилага тельные, принявшие грамматическую форму существительного. Поэт рисует картины огромного мас штаба лишь одними причастиями, эпите тами, не боясь, что в четырех строках оказывается целых шесть определений: И пусть не забудет живущий На этой летящей во мгле, Гудящей, свистящей, ревущей, Крутящейся в бездне земле. Поэт любит определения с шипящим и свистящим звучанием. Он и тут сле дует за Маяковским, утверждавшим, что «есть еще хорошие буквы — эр, ша, ща!» Такое звучание не лишено особой вы разительности. Автор данной статьи не решается по этому поводу вдаваться в глубокомысленный анализ, но хочет по делиться субъективным ощущением. Сочетание нескольких тяжеловесных, шипящих слов уже само по себе оста навливает внимание. К тому же, такие слова вообще свойственны русскому языку. Звуками «с», «щ», «ш», «ж», «з» заполнены наши фразы. Поэтому символисты, акмеисты и иже с ними, стремясь к «благозвучию», просто ди стиллировали наш поэтический язык, от рывая его от языковой практики. Нагнетание шипящих и свистящих слов создает художественную иллюзию взволнованной, напряженной, не подго товленной заранее речи, когда слов не выбирают, произносят первые попавшие ся, лишь бы излить свои чувства. По-видимому, в этом секрет эмоцио- < нального воздействия даже фонетики в. стихах JI. Мартынова. У'иенг,е видеть грядущее въявь Пройдя вместе со всем народом гор нило Великой Отечественной войны, поэт обрел свое Лукоморье, которое ока залось социалистической действительно стью советской Родины. Белобрысая де ваха превратилась в могучую и прекрас ную Деву Злату в облике «инженера или пастушки». А потомки Пугачева и Ремезова предстали, как народ-победи тель, народ новой социалистической формации. Послевоенные стихотворения, которые включены в книгу «Стихи», изданную в 1955 году «Молодой гвардией», радуют своим взволнованным и светлым миро восприятием. А ведь в первые годы по сле войны Л. Мартынов с легкой руки некоторых критиков очутился в «опале». Восемь лет не издавались его книги. Имя Л. Мартынова даже не упоминается в антологии советской поэзии, выпущен ной в 1947 г. Может быть, контраст между нелег кой личной судьбой и бодрой уверенно стью стихов, написанных в годы «мол чания», ярче всего свидетельствует об общественном характере поэзии Л. Мар тынова, о его преданности идеалам со циализма. Как известно, после развенчания культа личности И. В. Сталина у нас появилась группа литераторов, которая начала в черных красках изображать со ветскую действительность. Если срав нить рассказы Дудинцева и стихи Яши на, написанные ими в годы культа лич ности, с их произведениями, созданны ми после XX съезда КПСС, то, чего до брого, можно подумать, что развенчание культа личности омрачило и затруднило жизнь советских людей. Л. Мартынов, по меньшей мере, исто рически более последовательно воспри нял события нашей внутренней жизни. Он слишком болезненно, до субъектив ного искажения действительности, ре агировал на трудности тридцатых-соро ковых годов. Но развенчание * культа личности он правильно воспринял, как толчок к дальнейшему развитию совет ского общества и социалистической эко номики. Еще в «Лукоморье» и «Эрцинском лесе» мы могли заметить, как личные переживания поэта слились во время войны с судьбой всего народа. Это чув ство нашло свое отличное выражение в стихотворении «Эхо»:
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2