Сибирские огни, 1958, № 4
«го трагическое положение, чувствуется •сила. Он не умоляет, не жалуется. Он спокойно говорит такие обыденные сло ва, что они самой своей обыденностью возвращают к действительности расте рявшуюся девушку: «Что вы там выду маете еще!» Не все поэмы, созданные в этот пери о д Л. Мартыновым, равноценны. Но в целом они представляют весьма значи тельное явление в советской поэзии предвоенных лет. Глубокий тыл В предвоенные годы Л. Мартынов по грузился в историю, ослабив творческие контакты с действительностью. Вообще- то, он откликался и на фашистскую аг рессию в Западной Европе, и на события •у озера Хасан, но это были газетные, декларационные стихи. Глубоко не ка сался поэт животрепещущих тем. С упорством продолжал он бичевать ■мещанство, но в этой борьбе его герои чувствовали себя одинокими и не очень сильными. Такое впечатление остается, например, от стихотворений «Подсол нух» и «Гость». Не мудрено, что Л. Мартынов встретил Великую Отечественную войну творчес ки «неотмобилизованным». К началу войны творчески «отмобилизованными» сказались такие поэты, которые никогда не ослабляли теснейших связей с социа листической действительностью, как на пример, В. Лебедев-Кумач, М. Исаков ский, или, к тому же, всем предыдущим своим творчеством, связанные с армией, как В. Гусев, А. Сурков, или успевшие уже повоевать на Хасане и в Финлян дии. как А. Твардовский и К. Симонов. Надо оговориться: Л. Мартынов впер вые же дни войны выступил со стихо творениями «Товарищ, гражданин и ■брат!», «Мы встали за Отечество» и дру гими. Уже в октябре 1941 г. он издал книжку стихов, посвященных войне,— «За Родину». Меньше чем через год вышла еще одна его книга: «Мы при дем». Но военные стихи Л. Мартынова в «большинстве своем страдали неконкрет- ностью, изложением общих мест, слабо стью поэтически образного осмысления боевой действительности. И слишком много было в них исторических экскур сов. Если в поэмах Мартынов одухотво рил историю, то в стихах военных лет он, можно сказать, обысторил современ ность. В «Сынах Сибири» поэт говорит о вои- нах-сибиряках и в связи с этим вспоми нает исторические факты: помощь сиби ряков ополчению Минина и Пожарского, использование алтайской руды для вы плавки ядер «в петровской молодости ’ГОДЫ» и т. д. В этом стихотворении мысль о том, что Сибирь всегда была краем русских патриотов, не выражена поэтически, а просто проиллюстрирована подбором фактов. Вся суть стихотворения «Мы при дем!» заключена в заголовке. Самый текст ни на йоту не обогащает этой сути. В стихах о войне поэту явно не хва тает эмоций, которые рождаются лишь в очной ставке с описываемой действи тельностью. В балладе «Откуда летят орлы» поэт пишет: Чья длань бесстрашно расплетала Пылающие среди мглы Узлы бетона и металла, Сопротивления узлы? Если «узлы», значит, их можно «рас плетать». Каламбур становится самодов леющим и фальшивым. Он мешает чита тельскому восприятию создать действи тельное, героико-трагическое ощущение разгрома узлов сопротивления. Он низ водит крупный образ действительности до какого-то комнатного, ниточно-клу бочного представления. Когда JI. Мартынов пытался отобра зить непосредственный дух сражений, фронтовой обстановки, то у него, кроме декламации и надуманных метафор, ма ло что получилось. Но в ряде стихотво рений ему удалось правильно раскрыть мироощущение советского человека эпо хи Великой Отечественной войны, а в поэме о Ферапонте Головатом подняться до яркого обобщения. Глубокий образ раскрывается в сти хотворении «Можай». В России возника ет в годы тяжелых испытаний невиди мая, но несокрушимая стена, которая в мирные дни не существует. Это стена маленьких древних городков — Можай ска, Волоколамска, Ярославца, Серпухо ва, Боровска, Рузы и т. д. «Не славили тех городов мы, увы!»— но о них захватчик разбил себе лоб. За образом этих городков, защитивших сердце Родины — Москву, мы ощущаем образ всей России, с миллионами ее безвестных героев, имя которым — на род. Важная мысль заключена в стихо творении «Муза». Раненая немцами Му за прилетает в Россию, к «гиперборей ским снегам», искать защиты. «Оборона Парнаса! Оборона Парнаса!» — тревож но восклицает поэт, представитель наро да, спасающего кровью своей культуру всего человечества. Интересна также сказка «Зима в Баг даде». Это типично мартыновский опос редствованный отклик на злободневные события. Как известно, Иран стал было игрушкой в руках фашистской Герма нии. Тогда СССР и Англия, согласно прежнему договору с Ираном, ввели ту да свои войска. На это международное событие JI. Мартынов и откликнулся своей сказ кой о «Волшебной деве золотой», кото рая из русского Лукоморья привезла зи
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2