Сибирские огни, 1958, № 4

В. И. Ленив понимал доступность как возможность овладения культурой, сред­ ствами ее распространения, возможность для всех трудящихся приобретать и изучать книги, а вовсе не в смысле сни­ жения культуры до уровня малограмот­ ного мужика. Недаром он критиковал Д. Бедного за то, что тот не идет впере­ ди читателя. Мы позволили себе такое длинное от­ ступление потому, что оно имеет непо­ средственное . отношение к творческой судьбе Л. Мартынова. Наш поэт попал в нелегкое положе­ ние. Человек он был неискушенный в идеологической борьбе, поэзия его никак не подходила под критерий «простоты», его наставник В. Итин сошел с литера­ турного горизонта, имя самого Л. Мар­ тынова исчезло на несколько лет из тра­ диционного списка творческого актива, который публиковался на последней стра­ нице обложки «Сибирских огней». Поэт попытался писать по законам . «простоты и доступности». Появляется ряд маломощных стихотворений: «Спор Бай-Батыра с инженерами», «Ярмарка в Архангельске», «Северные братья», «Груз». Л. Мартынов делает тщетные попыт­ ки пуститься в «нехитрую пляску», вби­ вая язык газетных корреспонденций в стихотворный размер: Врешь, Бай-Батыр! Наша земля всенародная: Русских, казахов, всех наших народов, Принадлежит им и рис, и пшеница, и хлопок, и ткани. О каком ж е о бм а н е говорит человек озлобленно? Железная дорога пройдет через Казахстан, Будут довольны трудящиеся. В стихотворении «Северные братья» мысль выражена с подчеркнутой прими­ тивностью: — Ваш конь, как огонь, товарищ Галактион! — У нас все кони такие! — отвечает он. Но вы посмотрите, какой помидор Вырастил нынче товарищ Христофор. Нельзя представить дело так, что Л. Мартынов только под внешним давле­ нием вынужден был перейти к прими­ тивизации поэтической формы. Мы пом­ ним его размышления о том, что лучше уж «нехитрая пляска» для строителей социализма, чем блестящий фейерверк для буржуазных Евгений. Он сознатель­ но старался подделаться под уровень массового читателя, океаном хлынувше­ го к культуре в первые же годы социа­ листического строительства. Но недаром у нас произошла культур­ ная революция. Совершился единствен­ ный в истории по своей стремительности рост культуры миллионных масс'. И уже во второй половине тридцатых годов средний уровень нашего массового чита­ теля был равен, по меньшей мере, сред­ нему уровню образованного круга пуш­ кинской эпохи. Стихи вроде «Северных братьев» и «Спора Бай-Батыра» явно не удовлетво­ ряли самого автора. Он делает попытку и «простоту» сохранить и использовать свою излюбленную, романтическую ма­ неру. В 1935 году он пишет поэму «Пат­ рик» — «Романтическая поэма с проло­ гом и эпилогом». Общую для литерату­ ры тех лет тему бдительности, ставшую особенно острой после злодейского убийства С. М. Кирова, поэт пытается решить по-своему. В поэме седая древность переплетает­ ся с современностью, призрак Патрика,, конюшего английской королевы Елиза­ веты, действует рядом с реальными людьми. Патрик мечтал отомстить королеве, но не смог. Ему пришлось бежать на Русь. Здесь он женился, занялся торговлей,, разбогател, стал родоначальником Пат­ рикеевых. Его потомки, уже в наши дни, словно бы взяли каждый себе по одной линии из его противоречивых помыслов и раз­ двоенной жизни. Бедняк Патрикеев под­ жег усадьбу помещицы, а после револю­ ции стал чекистом. Он исполнил бунтар­ скую мечту Патрика. Другой Патрикеев стал кулаком и врагом Советской власти, продолжив на­ копительскую тенденцию жизни Патри­ ка. Чекист Патрикеев вершит над ним революционный суд. Призрак Патрика закрывает путь английскому шпиону, перешедшему гра­ ницу СССР. Лесоруб Патрикеев вместе с товарищами берет шпиона «за ворот­ ник». Из эпилога вытекает значительная идея: в смысле национальном человече­ ство родственно и дружественно: делит­ ся оно на враждебные классы. Поэтому надо быть бдительным и к своим кула­ кам Патрикеевым, и к шпионам инозем­ ной королевы. В широком, интернациональном плане поэма ставит вопрос о революционной бдительности. И все же значительного произведения не получилось. Идейный центр поэмы оказался выне­ сенным за рамки сюжета. Как будто бы для того, чтоб идея была полегче вос­ принята читателем, поэт выразил ее только в прологе и эпилоге. А художе­ ственный центр лежит в истории Пат­ рика. Несовпадение идейного центра с худо­ жественным, вынос идеи за скобки сю­ жета, привели к слабости эмоционально­ го воздействия поэмы. Любовная исто­ рия конюха и королевы, немилость «сэ­ ра Малюты» к чужестранцу — факты, занимательные сами по себе. Но они не работают на раскрытие идеи. Биография Патрика выпирает из всей композиции, становится самоцелью. Ни читатели, ни поэт не могли быть удовлетворены этим произведением.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2