Сибирские огни, 1958, № 4
других рабочих центров и коренные жи тели—казаки Казачьего сибирского вой ска—холодно, даже враждебно относят ся друг к другу. Но взаимная враждебность, нежела ние казаков участвовать в создании но вого дают трещину за трещиной: «—Ка заки неисправимы,— восклицает москов ский студент-практикант, а другой сту дент-практикант, томич, краснеет и отво рачивается. Я знаю причину его гнева и смущения: он сам происходит из каза чьей семьи. Я знаю, ему хочется возра зить: — Врешь, вот я сын казака, такой же строитель социалистического хозяйства, как и ты — москвич!» Ростки социализма берут свое, и вот уже на месте линии казачьих крепостей вдоль Иртыша — крепостей русского империализма — «вытягивается линия крепостей пролетариата — мощных зер- иофабрик «зернотреста». В 1929 году в очерке «Грубый корм» JI. Мартынов описывает поворот кресть янства к коллективизации. Он отмечает, что даже консервативные жители каза чьих станиц подают десятки заявлений в ближайшие коммуны и артели с прось бою принять их в члены. Для уяснения мировосприятия Л. Мар тынова в этот период любопытно позна комиться с концовкой очерка «Грубый корм»: «Есть в руской природе усталая неж ность»,— цинически процитировал я, ставя лодку поперек пенистого хохла ир тышской волны. — Что? — пробормотал хлебозагото витель, отчерпывая воду со дна душе губки. — Ничего! Следует избить паром щика. «Есть в русской природе усталая неж ность»,— снова подумал я. — «Есть в осени первоначальной короткая, но див ная пора...» А также хлебозаготовки, сенозаготовки, заготовки молочного скота. Усталая нежность — это дырявые баржи, клячи вместо машин. Значит •— к черту «усталую нежность». Очеркист словно спорит с поэтом, от вергая поэтические красивости, приемля лишь насущные факты. Действитель ность и сейчас груба и порой грязна. Но это грубость целеустремленной борь бы, а не закоснелого чалдонского быта, это грязь котлованов строительства, а не душных овчин и печей. Поэт пером очер киста приветствует эту новую действи тельность и борется за нее. У очерков JI. Мартынова — динамич ный и образный язык. Мы узнаем язык стихотворца, с деталями, насыщенными глубоким смыслом, с афористичностью фраз. И еще одно свойство есть у очер ков Л. Мартынова: кропотливое, много стороннее изучение темы. Л. Мартынов посещает Риддер и кропотливо изучает его историю, он спускается в шахту, расспрашивает инженеров, русских рабо чих, казахов, он становится знатоком риддерской руды. Очеркист проехал весь путь вдоль на мечавшейся трассы Турксиба — от Се мипалатинска до Балхаша. Он задержал ся в Сергиополе, чтобы познакомиться с интересной историей этого маленького гоподка. Балхашским рыбакам он про чел чуть ли не лекцию об озере Балхаш. Отправляясь в путешествие, он прошту дировал историческую и техническую литературу. Итоги более чем трехлетней работы газетчика вылились в книгу очерков, вы шедшую в 1930 году в издательстве. «Федерация». Журналистская работа обогатила творчество JI. Мартынова, дала конкрет ную основу его юношеским романтиче ским порывам. Немногочисленные стихи этих лет связаны с жизненными наблюдениями, с борьбой за социалистические преобра зования, в которой активно участвовал автор. В стихотворении «Наш путь в тайгу» поэт с гневом и болью протестует против сусального воспевания деревенского бы та, против идеализации таежной экзоти ки и чалдонского уклада: По избам крик младенцев и овец. От смрада в избах прокисает пища. Будь проклят тот сентиментальный лжец. Что воспевал крестьянское жилище! Я думаю о нем, как о враге, Я изорвал бы в клочья эту книгу. Я — Человек. И никакой тайге Вовек не сделать из меня пгашигу! Прокладывается железная дорога в глуши, где «живет тринадцатое поко ленье носителей седых бород», где «дев чонки, не успевши вырасти, уже идут в монастыри». Все ломается в этой глуши: «Старики, что в нас стреляли, все давно сидят в остроге»; «Больше нет в горах монашек — стали женами давно», а под ростки—«бреют лица, носят кепки, чтоб служить по мастерским» («Железнодо рожники»), Но стихотворений, которые непосред ственно выражали бы увиденное, Л. Мар тынов пишет все же мало. Продолжает появляться выработанная раньше мане ра усложненного, опосредствованного отображения действительности. В этом смысле, интересно «Раздумие стихо творца». Поэт обращается к какой-то немыс лимой Евгении, которая требует, чтобы ее воспели, возвеличили как наставницу,' владычицу. Этой эгоцентрической героине поэг противопоставляет Белобрысых девах, бивуачных стряпух, Тех, кто вечно в заботливых помыслах: От тоски б не ослаб, от цынги бы не вспух Человек на постройках, на промыслах. 11. «Сибирские огни» № 4.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2