Сибирские огни, 1958, № 4

все стоящие близко к сибирской литера­ туре, единогласно признают его поэти­ ческое первенство». В. Итин, назвав Мартынова «Джеком из Омска», попытался найти в его поэ­ зии некоторые родственные черты с творчеством Джека Лондона, «Джека из Остленда». Чтобы пояснить свою мысль, докладчик цитирует П. С. Когана: «Джек Лондон не столько постигал эко­ номическую сущность и политическую роль социализма, сколько принял тот тип человека, который нужен социализ­ му для его осуществления. Социализм как конечная цель маячил где-то вдали... Но социализм как стимул борьбы — этот социализм был усвоен Джеком Лондо­ ном». Заключая цитату, В. Итин добавляет: «Цитирую эти слова, потому что они очень нужны для предпринятой нами борьбы с гнилым опрощением, прони­ кающим в проведение нашей литератур­ ной политики». В. Итин прав. Слова П. Когана объ­ ясняют суть идейно-художественного подхода к действительности не только Джека из Остленда. Молодой Мартынов со всем юн™т'дским ПЫ|ГТГ1М РЛПУНУЛ R сё8я р е в о л ю ц и о н н ы й п у х эпохи, воспри- ндГ-щг-гляиные. лозунговые игтри. понял социЗЛИЗИГкак « с т и м у л борьбы». Но он не постиг ленинского учения о путях _ строительства социализма, не представ­ лял себе реальных черт социалистиче­ ского общества, и социализм как «конеч­ ная цель» для него «маячил» где-то вда­ ли. Поэтому он довольно точно обруши­ вался на врагов революции, но весьма расплывчато говорил о целях своей борьбы, о своем положительном идеале. В гуще социалистических будней Пафос обличения остатков старого мира преобладал у Мартынова над пафо­ сом утверждения нового. С первых шагов своего творчества поэт был связан о газетой, именно она помогла ему понять момент, когда вре­ менное отступление периода нэпа смени­ лось широкой атакой социализма по все­ му фронту. В гуще действительности нашел Л. Мартынов и цели борьбы со старым, и оружие для этой борьбы. В «Литературной хронике» сибирских журналов и газет 1927—30 гг. то и дело мелькали сообщения: «Л. Мартынов вер­ нулся из поездки в переселенческие районы Сибири, где он изучал быт ново­ селов», «Леонид Мартынов, объехав сов­ хозы Омского округа и некоторые сов­ хозы Казахстана, готовится к путешест­ вию на озеро Чаны», «Леонид Мартынов занялся журналистским обследованием колхозов Омского округа» и т. д. В эти годы поэт почти не работает над стихами, зато создает цикл интересных очерков. Первый из них, «Южные сосе­ ди», появился еще в 1927 году. «Станция Аул. Много народу — все больше киргизы. С гомоном бросаются они к вагону, но проводник грудью от­ швыривает их назад. — Азияты! Не понимают, что значит плацкарт! Улыбаюсь, вспоминая, как в Новоси­ бирске цивилизованные европейцы мяли проводнику бока, штурмуя наш вагон». Несколькими страницами ниже описы­ вается высокомерный «великоросский портфеленосец». На тракте автор встречается с рус­ ским крестьянином, возвращающимся в Сибирь. Крестьянин жалуется, что «кир­ гизы обижают», «кащеи» лошадей угна­ ли. Позже местные товарищи объяснили журналисту: «— Врут русские. Кащеев нет ника­ ких. Есть «кошчи» — батрацкий союз. Хорошие люди — советские. А баи и русские кулаки распространяют слух... ну. вроде как в восемнадцатом году го­ ворили, что все большевики бандиты». На первых порах создается впечатле­ ние, что автор как-то предвзято отно­ сится к русским, живущим в Казахстане. Но, вчитываясь в очерк, мы понимаем, насколько он прав, резко поднимая воп­ рос о поведении русских в тех краях, где живо было проклятое наследие цар­ ской России — боязнь «урусов», нена­ висть к ним. Не менее резко он говорит о бескуль­ турье самих казахов и киргизов, о спеку­ ляции, процветающей в их городах. «Пусть простят мне казахи и киргизы, — • пишет он,— но мне кажется, что я прав, обращая внимание на отрицательные стороны быта молодых автономных рес­ публик». С большой радостью отмечает очер­ кист все ростки нового. Его волнуют проблемы использования богатств Бал­ хаша и Семиречья, интересует проект Турксиба. Он делает исторические экс­ курсы, чтобы ярче оттенить социали­ стические тенденции, которые властно пробиваются в глуши этих краев, «юж­ ных соседей» Сибири. Перед нами воз­ никает выразительный портрет техника- строителя, который 25 лет непрерывно двигался, прокладывая железнодорож­ ные линии, и'сейчас ведет первые участ­ ки Турксиба. Мы знакомимся со студен­ том в трусиках, едущим в Москву, сту­ дента провожает отец — старый казах «в тьме халатов». Леонида Мартынова интересуют глу­ бинные процессы. В очерке «Крепости пролетариата» автор улавливает самые истоки рождения морально-политическо­ го единства советского народа. Это един­ ство создавалось не только в открытой классовой борьбе, в ликвидации эксплуа­ таторских классов, но в коренных изме­ нениях психологии людей. Трактористы-переселенцы из Омска и

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2