Сибирские огни, 1958, № 4
все стоящие близко к сибирской литера туре, единогласно признают его поэти ческое первенство». В. Итин, назвав Мартынова «Джеком из Омска», попытался найти в его поэ зии некоторые родственные черты с творчеством Джека Лондона, «Джека из Остленда». Чтобы пояснить свою мысль, докладчик цитирует П. С. Когана: «Джек Лондон не столько постигал эко номическую сущность и политическую роль социализма, сколько принял тот тип человека, который нужен социализ му для его осуществления. Социализм как конечная цель маячил где-то вдали... Но социализм как стимул борьбы — этот социализм был усвоен Джеком Лондо ном». Заключая цитату, В. Итин добавляет: «Цитирую эти слова, потому что они очень нужны для предпринятой нами борьбы с гнилым опрощением, прони кающим в проведение нашей литератур ной политики». В. Итин прав. Слова П. Когана объ ясняют суть идейно-художественного подхода к действительности не только Джека из Остленда. Молодой Мартынов со всем юн™т'дским ПЫ|ГТГ1М РЛПУНУЛ R сё8я р е в о л ю ц и о н н ы й п у х эпохи, воспри- ндГ-щг-гляиные. лозунговые игтри. понял социЗЛИЗИГкак « с т и м у л борьбы». Но он не постиг ленинского учения о путях _ строительства социализма, не представ лял себе реальных черт социалистиче ского общества, и социализм как «конеч ная цель» для него «маячил» где-то вда ли. Поэтому он довольно точно обруши вался на врагов революции, но весьма расплывчато говорил о целях своей борьбы, о своем положительном идеале. В гуще социалистических будней Пафос обличения остатков старого мира преобладал у Мартынова над пафо сом утверждения нового. С первых шагов своего творчества поэт был связан о газетой, именно она помогла ему понять момент, когда вре менное отступление периода нэпа смени лось широкой атакой социализма по все му фронту. В гуще действительности нашел Л. Мартынов и цели борьбы со старым, и оружие для этой борьбы. В «Литературной хронике» сибирских журналов и газет 1927—30 гг. то и дело мелькали сообщения: «Л. Мартынов вер нулся из поездки в переселенческие районы Сибири, где он изучал быт ново селов», «Леонид Мартынов, объехав сов хозы Омского округа и некоторые сов хозы Казахстана, готовится к путешест вию на озеро Чаны», «Леонид Мартынов занялся журналистским обследованием колхозов Омского округа» и т. д. В эти годы поэт почти не работает над стихами, зато создает цикл интересных очерков. Первый из них, «Южные сосе ди», появился еще в 1927 году. «Станция Аул. Много народу — все больше киргизы. С гомоном бросаются они к вагону, но проводник грудью от швыривает их назад. — Азияты! Не понимают, что значит плацкарт! Улыбаюсь, вспоминая, как в Новоси бирске цивилизованные европейцы мяли проводнику бока, штурмуя наш вагон». Несколькими страницами ниже описы вается высокомерный «великоросский портфеленосец». На тракте автор встречается с рус ским крестьянином, возвращающимся в Сибирь. Крестьянин жалуется, что «кир гизы обижают», «кащеи» лошадей угна ли. Позже местные товарищи объяснили журналисту: «— Врут русские. Кащеев нет ника ких. Есть «кошчи» — батрацкий союз. Хорошие люди — советские. А баи и русские кулаки распространяют слух... ну. вроде как в восемнадцатом году го ворили, что все большевики бандиты». На первых порах создается впечатле ние, что автор как-то предвзято отно сится к русским, живущим в Казахстане. Но, вчитываясь в очерк, мы понимаем, насколько он прав, резко поднимая воп рос о поведении русских в тех краях, где живо было проклятое наследие цар ской России — боязнь «урусов», нена висть к ним. Не менее резко он говорит о бескуль турье самих казахов и киргизов, о спеку ляции, процветающей в их городах. «Пусть простят мне казахи и киргизы, — • пишет он,— но мне кажется, что я прав, обращая внимание на отрицательные стороны быта молодых автономных рес публик». С большой радостью отмечает очер кист все ростки нового. Его волнуют проблемы использования богатств Бал хаша и Семиречья, интересует проект Турксиба. Он делает исторические экс курсы, чтобы ярче оттенить социали стические тенденции, которые властно пробиваются в глуши этих краев, «юж ных соседей» Сибири. Перед нами воз никает выразительный портрет техника- строителя, который 25 лет непрерывно двигался, прокладывая железнодорож ные линии, и'сейчас ведет первые участ ки Турксиба. Мы знакомимся со студен том в трусиках, едущим в Москву, сту дента провожает отец — старый казах «в тьме халатов». Леонида Мартынова интересуют глу бинные процессы. В очерке «Крепости пролетариата» автор улавливает самые истоки рождения морально-политическо го единства советского народа. Это един ство создавалось не только в открытой классовой борьбе, в ликвидации эксплуа таторских классов, но в коренных изме нениях психологии людей. Трактористы-переселенцы из Омска и
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2