Сибирские огни, 1958, № 4
он узнает, что во дворце живет вовсе не красавица, а Зверуха, которая бьет служанок и велит казакам рубить про стой народ. Айдаган возвращается в степи и гово рит отцу, что Айналаин исчезла, ее сме нила Зверуха. Обеспокоенные бии от правляются с подарком к губернатору. Вернувшись, отец ругает Айдагана за глупость: губернатор обласкал родовых вождей, они видели Айналаин. Айдагану остается примириться со своей долей, жениться на Чаре. Социально-общественный смысл нари сованных картин совершенно правилен. Дикость и забитость киргизов, всевла стие царского губернатора, который опи рается на биев, расправы над трудовым людом — такова жизнь Киргизии до ре волюции. Но какова же авторская идея, выте кающая из художественной взаимосвязи этих картин? Образ города меняется в восприятии Айдагана: то это сияющий мираж, то смешение иллюзорной красоты с тяже лой действительностью, то грозное виде ние: В небе грозная крепость Зверухи, Опрокинутый город стоит. Для героя остается возможной лишь грубая реальность: Вся лоснящаяся от жара. Там на груде грязных овчин Нареченная девушка Чара Айдагану шьет аракчин. Поэма пессимистически утверждает,) что жизнь грубей и грязней мечтаний, [ но как бы ни бился, все равно придешь) лишь к доступной тебе реальности. Поэ ту представилось, что не выбраться уже из «груды грязных овчин» мещанского быта. В стихотворении «Голый странник» Л. Мартынов тоже говорит, что «тяжек гнет печей,, овчин», он презирает людей, которые «угрелись в лени меховой», го тов устремиться за легендарным стран ником, который носится по земле. И ес ли нет в стихотворении меланхолическо го фатализма «Зверухи», то идеалы поэ та остались по-прежнему неопределен ными. В эти трудные для своего идейного и творческого становления годы Л. Мар тынов пишет два больших стихотворе ния: «Старый Омск» и «Адмиральский час». Поэту еще не хватило углубленного осмысления новой, более широкой темы. «Старый Омск» и «Адмиральский час» построены просто как хронологические рассказы, без самостоятельной историко поэтической концепции. Но последнее стихотворение радует исключительной точностью и емкостью художественных деталей, которые создают живое ощуще ние эпохи борьбы с колчаковщиной в Си бири. Словно набравшись свежих сил or приобщения к героике гражданской вой ны, поэт опять бросается в бой с остат ками старого мира.- - - В журнале «Сибирские огни» № 4 за. 1926 год напечатана повесть А. Карга- полова «Повесть полей». Ее герой, уми рая от руки кулаков, пишет: «Верю, что не сгниют мои кости, как мир взорвется, чтобы быть обновленным». Рассказ И. Дубинина «Зеленая топь» страстно обвиняет дикость кержацкого быта. Сти хотворение М. Терентьевой «В одной за имке» исполнено гнева против кулака. Все произведения одной только этой книжки журнала полны предчувствия и подготовки великих преобразований: сплошной коллективизации и ликвида ции кулачества как класса. Среди этих произведений напечатано стихотворение Л. Мартынова «Бусы». Европейский купец изъездил мир, чтобы на стекляшки выменять у дикарей дра гоценности. Но негры не согласны ме нять слоновую кость на бусы, и самоеды, не хотят за стекло платить соболями. И не было злобы. Была усталость. Избороздив моря, Вдруг понял купец: — На земле не осталось Ни одного дикаря. Сюжет стихотворения трудно привя зать к определенной эпохе, по материалу оно резко стоит особняком среди других произведений четвертого номера «Сибир ских огней», но по идейным устремле ниям — оно в их ряду; Актуальную, по литически правильную идею поэт выра зил в образах, отвлеченных от советской действительности. Но «отвлеченное» стихотворение «Бусы», утверждающее революционные сдвиги в сознании угне тенного человечества, куда ближе нам, чем рисующая конкретный дореволюци онный Киргизстан поэма «Зверуха» с ее философией безнадежности порывов. Рассеянный огонь ранних стихов JI. Мартынова постепенно сконцентриро вался на определенных объектах. Стихо творение «Чалдон» самим заголовком говорит, куда направлен огонь. В «Про казах смерти» и «Золотой лихорадке» осуждается хищничество и стяжатель ство. В эту пору был подведен некоторый итог первого этапа в творчестве двадца тидвухлетнего поэта. В апреле 1927 года в Новосибирске состоялся вечер «Сибирской поэзии». Доклад сделал Вивиан Итин, известный писатель и литературный деятель Сиби ри 20 —30-х годов, один из первых ре дакторов журнала «Сибирские огни». Он сказал: «О Леониде Мартынове ничего не написано, кроме трех-четырех руга тельных заметок: но сибирские поэты,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2