Сибирские огни, 1958, № 4
«его распределять по неимущим? Услышав утвердительный ответ, ку лак крикнул партизанам: — Братцы, не допустим до учета, не позволим дарить хлеб голодранцам... Партизаны возмутились: — Кто это голодранцы? Мы защища ем народ, а он нас, как в царское время, обзывает голодранцами... Тотчас было принято решение изгнать оскорбителя из армии, а его хлеб и ра бочих лошадей конфисковать и отдать на удовлетворение нужд партизанских семей. При освобождении той или иной де ревни Агитсовет созывал сельский сход, на котором объявлялось о свержении власти Колчака. Тут же лишался власти староста или председатель Управы. У него отбиралась гербовая печать, объ являлись аннулированными все распоря жения и законы колчаковского прави тельства. Население радушно встречало партизанскую армию, снабжало нас всем необходимым для дальнейшей борьбы. В селах нам довелось наблюдать, что «Правила» соблюдаются неукоснитель но. Только пункт 14-й нечего было и «осуществлять»: все попы перед прихо дом партизан бежали с белыми. При занятии села Точильное тамош ний поп не успел скрыться. Когда жите ли были созваны Агитсоветом на ми тинг, тов. Пичугин обратился с просьбой пригласить попа и учителя. Когда они пришли, Пичугин объявил: — Прежде чем приступить к выбору Ревкома, я считаю необходимым разъяс нить пункт 14-й «Правил гражданской власти на местах». Бот ты, — сказал он попу, — знай свою церковь, в школу не ходи и ребятишек наших богом не пу- жай. А ты, учитель, учи наших детей свету и разуму. Закона божьего изучать в школах больше не будем. В школе хо зяин — учитель, а не поп. Ведя ожесточенные бои с белогвар дейскими войсками, 1-я Партизанская Горно-Алтайская дивизия 22 ноября 1919 года вышла на линию Чарыш- ская—Верзиловка. Преследуя отступаю щие белоказачьи части, повстанцы сом кнулись с отрядами партизанской армии Мамонтова. Встал вопрос о совместных действиях против белых. Но для нас в то время было не ясно, какую политическую плат форму имеют партизаны Мамонтова. Политотдел штаба дивизии послал авто ра этих строк к Мамонтову с целью вы яснить, действительно ли он восстанав ливает большевистские Советы, посетить ревком, партизанские части, предъявить политическую платформу нашей дивизии («Временные правила гражданской вла сти на местах»), Возвратясь, я доложил на совещании Агитсовета и Штаба дивизии, что парти занская армия Мамонтова — советская армия и что она борется за власть Со ветов. После этого мы совместно с пар тизанами Е. М. Мамонтова стали пре следовать отступающие части белых. «Временные правила гражданской власти на местах» были плодом револю ционного творчества масс. Они составле ны в глубоком тылу интервентов и бело гвардейцев в те дни, когда была совер шенно прервана связь с центральными районами Советской России. И тем не менее «Партизанская конституция» в своей основе совпадает с законами, по которым строилась Советская власть в нашей стране. Да иначе и быть не мог ло, потому что Великая Октябрьская социалистическая революция была кров ным делом миллионных масс трудя щихся.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2