Сибирские огни, 1958, № 4
на 20 процентов давало право получить надбавку в размере 40 процентов. Важнейшую роль в развитии творче ской инициативы рабочих играли про изводственные совещания, которым Цен тральный Комитет партии придавал осо бое значение. Он обязывал партий ные и профсоюзные организации улучшить работу производственных со вещаний, превратить их в постоянно дей ствующие творческие коллективы рабо чих и инженерно-технического персона ла. Какое большое значение придава лось производственным совещаниям, видно из того, что на общих собраниях рабочих и инженерно-технических ра ботников выбирался специальный по мощник директора завода или управля ющего шахтой по производственным со вещаниям. В результате поднялась ак тивность широкого круга рабочих, возра стало у них чувство ответственности. На одном из производственных совещаний шахты имени В. И. Ленина в октябре 1931 года обсуждался вопрос о работе машинных лав. Выступило 18 рабочих. Старший шахтер Тушин, резко раскри тиковав неполадки, предложил прово дить сборку и разборку конвейеров са мыми квалифицированными силами с тем, чтобы сократить время на передви жение конвейеров. Шахтер Кузнецов указал на обезличку инструмента. Рабо чий Гущин говорил о частой неисправно сти путей, что задерживало транспорти ровку угля. Совещание предложило администра ции устранить отмеченные недостатки. Редакция газеты «Ленинский шахтер» в ноябре провела проверку выполнения решений производственного совещания и установила, что недостатки админист рацией устранены, а машинные лавы стали работать лучше. Производственные совещания способ ствовали развитию инициативы трудя щихся в усовершенствовании производ ства. Ярче забилась рационализаторская и изобретательская мысль. Было созда но общество рабочих-изобретателей. По решению бюро Прокопьевского горкома партии была организована технически- правовая консультация для изобретате лей и рационализаторов, создана руд ничная экспериментальная мастерская. Такие же мероприятия проводились и на Кузнецкстрое. Осуществление многочисленных ра ционализаторских предложений и изо бретений имело большое народнохозяй ственное значение. Например, внедре ние метода электросварки и газовой резки на Кузнецком металлургическом комбинате ускорило темпы строитель ства и создало экономию в расходовании металла. Изготовление стропильных ферм этим методом снижало себестои мость на 30 процентов — на каждой стропильной ферме экономилось 400 руб лей и 300 килограммов металла. В це? лом по Кузбассу за 1932 год было по лучено экономии от использования ра ционализаторских. предложений и изо бретений на 7 760 тысяч рублей. Парторганизации и профсоюзы широ ко развернули производственную пропа ганду. . В клубах, библиотеках и партка-i бинетах популяризировались техниче ские достижения, опыт рационализатор ров, изобретателей, результаты работы передовых бригад и отдельных рабочих. В Анжерке, Ленинске и Прокопьевске было организовано чтение лекций, до кладов на производственно-технические темы, проводились консультации. Кеме ровский райком профсоюза угольщиков организовал выставку изобретений. По решению Сталинского горкома партии в 1932 году при заводоуправле нии был создан высококвалифицирован ный исследовательско-рационализатор ский айпарат и укреплена новыми кад рами центральная лаборатория. Это имело важнейшее значение в развитии рационализаторской работы и пропаган ды технических знаний. Громадный размах промышленного строительства в Кузбассе потребовал культурных кадров, технически подго товленных и политически воспитанных. Была развернута широкая сеть проф- технической учебы. В кружках, в вечер них школах и на различных курсах в 1931 — 1933 годах было подготовлено для угольной металлургической промыш ленности Кузбасса 25500 квалифициро ванных рабочих. В целях постоянной связи обучения с производством для учащихся школ ФЗУ и Горпромуча выделялись учебные за бои на шахтах, учебные кабинеты обо рудовались новейшими образцами шахт ных машин и инструмента. Такая поста новка обучения и воспитания кадров со ответствовала ленинским требованиям. В. И. Ленин говорил, что «нельзя себе представить идеал будущего общества без соединения обучения с производи тельным трудом молодого поколения: ни обучение и образование без производи тельного труда, ни производительный труд без параллельного обучения и об разования не могли бы быть поставле ны на ту высоту, которая требуется со временным уровнем техники и состояни ем научного знания». В ходе строительства Кузбасса уси лиями партии и Советского правитель ства была разрешена одна из сложных и трудных задач подготовки кадров высшей квалификации. По указанию Центрального Комитета партии в 1931 году была создана новая сеть втузов и промышленных техникумов с таким расчетом, чтобы в самый короткий србк обеспечить Кузбасс инженерно-техниче скими кадрами. Уже в 1931/1932 учебном году в За
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2