Сибирские огни, 1958, № 4

на 20 процентов давало право получить надбавку в размере 40 процентов. Важнейшую роль в развитии творче­ ской инициативы рабочих играли про­ изводственные совещания, которым Цен­ тральный Комитет партии придавал осо­ бое значение. Он обязывал партий­ ные и профсоюзные организации улучшить работу производственных со­ вещаний, превратить их в постоянно дей­ ствующие творческие коллективы рабо­ чих и инженерно-технического персона­ ла. Какое большое значение придава­ лось производственным совещаниям, видно из того, что на общих собраниях рабочих и инженерно-технических ра­ ботников выбирался специальный по­ мощник директора завода или управля­ ющего шахтой по производственным со­ вещаниям. В результате поднялась ак­ тивность широкого круга рабочих, возра­ стало у них чувство ответственности. На одном из производственных совещаний шахты имени В. И. Ленина в октябре 1931 года обсуждался вопрос о работе машинных лав. Выступило 18 рабочих. Старший шахтер Тушин, резко раскри­ тиковав неполадки, предложил прово­ дить сборку и разборку конвейеров са­ мыми квалифицированными силами с тем, чтобы сократить время на передви­ жение конвейеров. Шахтер Кузнецов указал на обезличку инструмента. Рабо­ чий Гущин говорил о частой неисправно­ сти путей, что задерживало транспорти­ ровку угля. Совещание предложило администра­ ции устранить отмеченные недостатки. Редакция газеты «Ленинский шахтер» в ноябре провела проверку выполнения решений производственного совещания и установила, что недостатки админист­ рацией устранены, а машинные лавы стали работать лучше. Производственные совещания способ­ ствовали развитию инициативы трудя­ щихся в усовершенствовании производ­ ства. Ярче забилась рационализаторская и изобретательская мысль. Было созда­ но общество рабочих-изобретателей. По решению бюро Прокопьевского горкома партии была организована технически- правовая консультация для изобретате­ лей и рационализаторов, создана руд­ ничная экспериментальная мастерская. Такие же мероприятия проводились и на Кузнецкстрое. Осуществление многочисленных ра­ ционализаторских предложений и изо­ бретений имело большое народнохозяй­ ственное значение. Например, внедре­ ние метода электросварки и газовой резки на Кузнецком металлургическом комбинате ускорило темпы строитель­ ства и создало экономию в расходовании металла. Изготовление стропильных ферм этим методом снижало себестои­ мость на 30 процентов — на каждой стропильной ферме экономилось 400 руб­ лей и 300 килограммов металла. В це? лом по Кузбассу за 1932 год было по­ лучено экономии от использования ра­ ционализаторских. предложений и изо­ бретений на 7 760 тысяч рублей. Парторганизации и профсоюзы широ­ ко развернули производственную пропа­ ганду. . В клубах, библиотеках и партка-i бинетах популяризировались техниче­ ские достижения, опыт рационализатор ров, изобретателей, результаты работы передовых бригад и отдельных рабочих. В Анжерке, Ленинске и Прокопьевске было организовано чтение лекций, до­ кладов на производственно-технические темы, проводились консультации. Кеме­ ровский райком профсоюза угольщиков организовал выставку изобретений. По решению Сталинского горкома партии в 1932 году при заводоуправле­ нии был создан высококвалифицирован­ ный исследовательско-рационализатор­ ский айпарат и укреплена новыми кад­ рами центральная лаборатория. Это имело важнейшее значение в развитии рационализаторской работы и пропаган­ ды технических знаний. Громадный размах промышленного строительства в Кузбассе потребовал культурных кадров, технически подго­ товленных и политически воспитанных. Была развернута широкая сеть проф- технической учебы. В кружках, в вечер­ них школах и на различных курсах в 1931 — 1933 годах было подготовлено для угольной металлургической промыш­ ленности Кузбасса 25500 квалифициро­ ванных рабочих. В целях постоянной связи обучения с производством для учащихся школ ФЗУ и Горпромуча выделялись учебные за­ бои на шахтах, учебные кабинеты обо­ рудовались новейшими образцами шахт­ ных машин и инструмента. Такая поста­ новка обучения и воспитания кадров со­ ответствовала ленинским требованиям. В. И. Ленин говорил, что «нельзя себе представить идеал будущего общества без соединения обучения с производи­ тельным трудом молодого поколения: ни обучение и образование без производи­ тельного труда, ни производительный труд без параллельного обучения и об­ разования не могли бы быть поставле­ ны на ту высоту, которая требуется со­ временным уровнем техники и состояни­ ем научного знания». В ходе строительства Кузбасса уси­ лиями партии и Советского правитель­ ства была разрешена одна из сложных и трудных задач подготовки кадров высшей квалификации. По указанию Центрального Комитета партии в 1931 году была создана новая сеть втузов и промышленных техникумов с таким расчетом, чтобы в самый короткий србк обеспечить Кузбасс инженерно-техниче­ скими кадрами. Уже в 1931/1932 учебном году в За­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2