Сибирские огни, 1958, № 4

Вот что переписал я из блокнота Таи Шацкой. А вечером, беседуя с Денисовым, спросил у него: — Почему вы называете Таю «наша совесть»? Он усмехнулся, помолчал, задумав­ шись. — Не скроешь от нее ничего. Пони­ маете? Ни плохого, ни хорошего. Верный у нее глаз... Из разговора с Таей я узнал, что она приехала сюда лишь год назад, сразу после университета. И вот успела заслу­ жить такой отзыв. Знать, не только го­ лова у девушки с высшим образовани­ ем... хоных Канкрин, министр финансов при Нико­ лае I, доказывал, что железные дороги (речь шла о дороге между Москвой и Пе­ тербургом) не нужны и даже вредны, по­ скольку усиливают... «наклонность к ненужному передвижению с места на ме­ сто, выманивая при том излишние со сто­ роны публики издержки». Я не знаю, известно ли это утвержде­ ние Канкрина хакаске Антонине Толма- шевой — работнице совхоза имени Кали­ нина (Таштыпский район Красноярского края), но могу поручиться, что в тот день, когда я впервые увидел ее, она бы­ ла совсем иного мнения. Антонине Толмашевой выпала честь разрезать на станции Балык-Су алую ленточку и открыть путь по рельсам пер­ вому маршруту с абаканской рудой. Нет, судя по радости, какая светилась в глазах женщины, она была совсем дру­ гого мнения, нежели царский министр финансов. По-видимому, в те мгновения Антонина Ивановна оглядывалась мыс­ ленно на все то новое, что пришло в ее родной край вместе с новой железной до­ рогой. Раньше всего, наверное, как работник сельского хозяйства, они вспомнила о хлебе насущном. Там, где рельсы, прошив туннелем ба­ зальты Кузнецкого Алатау, вступают в пределы Хакасской автономной области, по обе стороны от железнодорожной ли­ нии до самого горизонта простирается безбрежная степь. Целина не поскупилась: производство зерна в прилегающих к железной дороге районах возросло за четыре года в пять раз. А ведь было такое, когда в журналах «Енисейского губернского комитета» во всеуслышание заявлялось: «Исследователи сельского хозяйства губернии пришли к заключению, что местное земледелие в ней, как главный источник благосостояния сельских жите­ лей, медленными, но верными шагами подвигается к упадку». Нет, не может Антонина Толмашева согласиться с царским министром, что железные дороги не нужны и даже вредны. Посмотрите, что происходит сейчас с геологической картой Хакасской авто­ номной области. Когда началось строи­ тельство линии Сталинск—Абакан, на карте значилась одна Абаза, к ней и тя­ нулась на чертежах проектировщиков ленточка будущей дороги. С чертежей эта ленточка перешла на местность. А тем временем на геологической карте появились новые названия рудных ме­ сторождений: Ирба, Иржа, Кулычек, Эмир-Солва, Камышта... А Тейское месторождение? Одно оно содержит в тридцать раз больше руды, нежели Абазинское, и к нему уже потя­ нулась от новой дороги 25-километровая железнодорожная ветка. И каким смехотворным кажется сей­ час мнение, долгое время бытовавшее среди геологов, будто Западная Сибирь бедна железной рудой. Но районы, до которых дотянулись теперь рельсы Южсиба, богаты не толь­ ко плодородными землями, не только железом, медью, марганцем, молибде­ ном, бокситами, нефелинами, магнезита- ми, золотом, они удивительно сказочно богаты еще и зеленым другом человека — лесом. В одном Красноярском крае леса почти столько же, сколько в Соеди­ ненных Штатах Америки, в восемь раз больше, нежели в Японии, в трина­ дцать раз больше, чем во Франции. И по рельсам новой дороги уже побежали, погромыхивая на стыках, маршруты с сибирским лесом. Нет, Антонина Толмашева может только посмеяться над утверждениями Канкрина. Пусть каждый километр нозо- го железнодорожного пути обходится го­ сударству более чем в миллион рублей, эти затраты сторицей окупятся в бли­ жайшие годы. Не случайно народ назвал одну из станций новой магистрали — Хоных, что в переводе с хакасского означает — жизнь. 10. «Сибирские огни» № 4.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2