Сибирские огни, 1958, № 4
Вот что переписал я из блокнота Таи Шацкой. А вечером, беседуя с Денисовым, спросил у него: — Почему вы называете Таю «наша совесть»? Он усмехнулся, помолчал, задумав шись. — Не скроешь от нее ничего. Пони маете? Ни плохого, ни хорошего. Верный у нее глаз... Из разговора с Таей я узнал, что она приехала сюда лишь год назад, сразу после университета. И вот успела заслу жить такой отзыв. Знать, не только го лова у девушки с высшим образовани ем... хоных Канкрин, министр финансов при Нико лае I, доказывал, что железные дороги (речь шла о дороге между Москвой и Пе тербургом) не нужны и даже вредны, по скольку усиливают... «наклонность к ненужному передвижению с места на ме сто, выманивая при том излишние со сто роны публики издержки». Я не знаю, известно ли это утвержде ние Канкрина хакаске Антонине Толма- шевой — работнице совхоза имени Кали нина (Таштыпский район Красноярского края), но могу поручиться, что в тот день, когда я впервые увидел ее, она бы ла совсем иного мнения. Антонине Толмашевой выпала честь разрезать на станции Балык-Су алую ленточку и открыть путь по рельсам пер вому маршруту с абаканской рудой. Нет, судя по радости, какая светилась в глазах женщины, она была совсем дру гого мнения, нежели царский министр финансов. По-видимому, в те мгновения Антонина Ивановна оглядывалась мыс ленно на все то новое, что пришло в ее родной край вместе с новой железной до рогой. Раньше всего, наверное, как работник сельского хозяйства, они вспомнила о хлебе насущном. Там, где рельсы, прошив туннелем ба зальты Кузнецкого Алатау, вступают в пределы Хакасской автономной области, по обе стороны от железнодорожной ли нии до самого горизонта простирается безбрежная степь. Целина не поскупилась: производство зерна в прилегающих к железной дороге районах возросло за четыре года в пять раз. А ведь было такое, когда в журналах «Енисейского губернского комитета» во всеуслышание заявлялось: «Исследователи сельского хозяйства губернии пришли к заключению, что местное земледелие в ней, как главный источник благосостояния сельских жите лей, медленными, но верными шагами подвигается к упадку». Нет, не может Антонина Толмашева согласиться с царским министром, что железные дороги не нужны и даже вредны. Посмотрите, что происходит сейчас с геологической картой Хакасской авто номной области. Когда началось строи тельство линии Сталинск—Абакан, на карте значилась одна Абаза, к ней и тя нулась на чертежах проектировщиков ленточка будущей дороги. С чертежей эта ленточка перешла на местность. А тем временем на геологической карте появились новые названия рудных ме сторождений: Ирба, Иржа, Кулычек, Эмир-Солва, Камышта... А Тейское месторождение? Одно оно содержит в тридцать раз больше руды, нежели Абазинское, и к нему уже потя нулась от новой дороги 25-километровая железнодорожная ветка. И каким смехотворным кажется сей час мнение, долгое время бытовавшее среди геологов, будто Западная Сибирь бедна железной рудой. Но районы, до которых дотянулись теперь рельсы Южсиба, богаты не толь ко плодородными землями, не только железом, медью, марганцем, молибде ном, бокситами, нефелинами, магнезита- ми, золотом, они удивительно сказочно богаты еще и зеленым другом человека — лесом. В одном Красноярском крае леса почти столько же, сколько в Соеди ненных Штатах Америки, в восемь раз больше, нежели в Японии, в трина дцать раз больше, чем во Франции. И по рельсам новой дороги уже побежали, погромыхивая на стыках, маршруты с сибирским лесом. Нет, Антонина Толмашева может только посмеяться над утверждениями Канкрина. Пусть каждый километр нозо- го железнодорожного пути обходится го сударству более чем в миллион рублей, эти затраты сторицей окупятся в бли жайшие годы. Не случайно народ назвал одну из станций новой магистрали — Хоных, что в переводе с хакасского означает — жизнь. 10. «Сибирские огни» № 4.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2