Сибирские огни, 1958, № 4

Денисов, как-то по-новому взглянули на их труд. Были, конечно, мосты куда больше, в этом — всего три пролета по двадцать два метра каждый. Всеобщее же внима­ ние он привлек тем, что именно на Шоре должен завершиться трудовой подвиг строителей рельсового пути меж­ ду Сталинском и Абаканом. Последний на дороге мост мог быть закончен и раньше, опоры давно готовы, вся загвоздка в том, что мостовые фер­ мы нельзя было сюда доставить до тех ' пор, пока не пролегли рельсы. Дотянули их только первого декабря. Да, первого декабря к мосту подвезли первую ферму! А пятого, в День Конституции, рельсы должны сомкнуться. Так обещали строи­ тели Родине. Значит, в запасе осталось, четверо суток. Между тем почасовой график монта­ жа ферм, график, составленный началь­ ником мостопоезда Хоревичем и утверж­ денный начальником мостостроительного треста Выповым,— этот график был рас­ считан ровно на одиннадцать суток. Иными словами, срок завершения строй­ ки надлежало перенести с пятого декаб­ ря на двенадцатое... Денисову вспомнилось, как в ночь на первое декабря собрались у него в ваго­ не мостовики. Собрались, разложили на столе график, повынимали из карманов портсигары и стали судить да рядить, как одиннадцать суток ужать до четы­ рех. А как их ужмешь, если в графике предусмотрено,— ни много, ни мало,— тридцать шесть операций, и каждая тре­ бует именно столько времени, сколько указано в графике, потому что все три­ дцать шесть давно выверены на сотнях других мостов. Сидели до самого утра, пока не при­ шли к выводу, что единственный выход — отказаться от старой технологии и пойти по совершенно новому, неизведан­ ному пути. Что представлял он собой, этот новый путь? Предлагалось подогнать к реке с обеих сторон подъемные краны, с их по­ мощью (a rie с помощью домкратов, как обычно) снять мостовые фермы с плат­ форм, опустить на так называемые нака- точные пути, затем надвинуть на берего­ вые устои и, наконец, опустить посред­ ством кфанов же на постоянные опоры. Когда прикинули,-что это даст, увиде­ ли: выигрыш во времени огромный. На одном только опускании ферм сколько экономилось! Если с применением дом­ кратов на это отводилось почти трое су­ ток — за каждые сутки ферма опуска­ лась всего на шестьдесят сантиметров,— то теперь, как показывал расчет, на всю операцию потребуется лишь три с поло­ виной часа. Был, разумеется, известный риск в применении нового метода, был уже по одному тому, что он — новый. Ведь раньше, до них, так никто не делал, а мало ли какие неожиданности могли под­ стерегать в процессе работы. И все же- решение было принято. К мосту с двух сторон подогнали мощные краны, и дело- закипело. И Денисов уже не сомневался, что все закончится благополучно, как вдруг этот кран... Ах, как напортил Бондарев! К тому времени, как машинист крана позвонил Денисову, мостовики успели почти пол­ ностью надвинуть фермы и готовились приступить к опусканию, и, вот н6 тебе — сюрприз. Тиская зубами папиросу, Денисов все стоял у окна. Стоял, смотрел на осве­ щенную прожекторами станцию и мучи­ тельно перебирал в уме все. более или менее подходящие, способы спасти кран. Прожекторы вырывали из ночной тьмы островерхие горы, со всех сторон обсту­ пившие станцию, заснеженные кедры, скованную морозом Томь. Там, над Томью, клубился густой туман — вер­ ный признак свежей наледи. Значит, мо­ роз еще усилился, и если с вечера тер­ мометр показывал сорок два градуса ниже нуля, то теперь наверняка подка­ тило под все пятьдесят. — И в такой мороз потушить кран! — обернулся Денисов к Гривко.— Да его потовд и за двое суток не оживишь! Гривко молча натягивал на могучие плечи полушубок. — Куда ты, Василий Моисеевич? — На мост... Побачу, що воно там. — На чем же ты доберешься туда? Гривко показал глазами на паровоз^ который медленно вползал на освещен­ ный прожекторами путь со стороны со­ седней станции Лужба. За паровозом-тя­ нулась вереница платформ с балластом. — А и верно,— обрадованно подхва­ тил Денисов,— балласт все равно рань­ ше утра выгружать не будем, паровоз свободен. А ну, подожди! Начальник строительства бросился в телефону, попросил вызвать Зимтинга. Зимтинг — один из самых молодых прорабов на стройке. И один из самых энергичных. Ему обычно поручают наи­ более трудные дела, и не было случая, чтобы он не справился. — Василий Николаевич,— заговорил Денисов, когда Зимтинг подошел к теле­ фону,— на той стороне Шоры, как ты знаешь, стоит подъемный кран. Так вот, он остался без угля и без воды. Подними сейчас по тревоге самую лучшую свою бригаду и отправь на мост. Сбор на па­ ровозе. С вами поедет Василий Моисее­ вич. Дело вот какое... И он изложил мысль, которая возник­ ла у него при виде паровоза. Пока паро­ воз будет идти до моста, бригаде пред­ стояло набить несколько мешков углем с паровозного тендера, а добравшись до- реки, перетаскать эти мешки по льду на противоположный берег, взобраться с ними на насыпь и снабдить углем кран. Кроме того, следовало захватить с собой

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2