Сибирские огни, 1958, № 4
Денисов, как-то по-новому взглянули на их труд. Были, конечно, мосты куда больше, в этом — всего три пролета по двадцать два метра каждый. Всеобщее же внима ние он привлек тем, что именно на Шоре должен завершиться трудовой подвиг строителей рельсового пути меж ду Сталинском и Абаканом. Последний на дороге мост мог быть закончен и раньше, опоры давно готовы, вся загвоздка в том, что мостовые фер мы нельзя было сюда доставить до тех ' пор, пока не пролегли рельсы. Дотянули их только первого декабря. Да, первого декабря к мосту подвезли первую ферму! А пятого, в День Конституции, рельсы должны сомкнуться. Так обещали строи тели Родине. Значит, в запасе осталось, четверо суток. Между тем почасовой график монта жа ферм, график, составленный началь ником мостопоезда Хоревичем и утверж денный начальником мостостроительного треста Выповым,— этот график был рас считан ровно на одиннадцать суток. Иными словами, срок завершения строй ки надлежало перенести с пятого декаб ря на двенадцатое... Денисову вспомнилось, как в ночь на первое декабря собрались у него в ваго не мостовики. Собрались, разложили на столе график, повынимали из карманов портсигары и стали судить да рядить, как одиннадцать суток ужать до четы рех. А как их ужмешь, если в графике предусмотрено,— ни много, ни мало,— тридцать шесть операций, и каждая тре бует именно столько времени, сколько указано в графике, потому что все три дцать шесть давно выверены на сотнях других мостов. Сидели до самого утра, пока не при шли к выводу, что единственный выход — отказаться от старой технологии и пойти по совершенно новому, неизведан ному пути. Что представлял он собой, этот новый путь? Предлагалось подогнать к реке с обеих сторон подъемные краны, с их по мощью (a rie с помощью домкратов, как обычно) снять мостовые фермы с плат форм, опустить на так называемые нака- точные пути, затем надвинуть на берего вые устои и, наконец, опустить посред ством кфанов же на постоянные опоры. Когда прикинули,-что это даст, увиде ли: выигрыш во времени огромный. На одном только опускании ферм сколько экономилось! Если с применением дом кратов на это отводилось почти трое су ток — за каждые сутки ферма опуска лась всего на шестьдесят сантиметров,— то теперь, как показывал расчет, на всю операцию потребуется лишь три с поло виной часа. Был, разумеется, известный риск в применении нового метода, был уже по одному тому, что он — новый. Ведь раньше, до них, так никто не делал, а мало ли какие неожиданности могли под стерегать в процессе работы. И все же- решение было принято. К мосту с двух сторон подогнали мощные краны, и дело- закипело. И Денисов уже не сомневался, что все закончится благополучно, как вдруг этот кран... Ах, как напортил Бондарев! К тому времени, как машинист крана позвонил Денисову, мостовики успели почти пол ностью надвинуть фермы и готовились приступить к опусканию, и, вот н6 тебе — сюрприз. Тиская зубами папиросу, Денисов все стоял у окна. Стоял, смотрел на осве щенную прожекторами станцию и мучи тельно перебирал в уме все. более или менее подходящие, способы спасти кран. Прожекторы вырывали из ночной тьмы островерхие горы, со всех сторон обсту пившие станцию, заснеженные кедры, скованную морозом Томь. Там, над Томью, клубился густой туман — вер ный признак свежей наледи. Значит, мо роз еще усилился, и если с вечера тер мометр показывал сорок два градуса ниже нуля, то теперь наверняка подка тило под все пятьдесят. — И в такой мороз потушить кран! — обернулся Денисов к Гривко.— Да его потовд и за двое суток не оживишь! Гривко молча натягивал на могучие плечи полушубок. — Куда ты, Василий Моисеевич? — На мост... Побачу, що воно там. — На чем же ты доберешься туда? Гривко показал глазами на паровоз^ который медленно вползал на освещен ный прожекторами путь со стороны со седней станции Лужба. За паровозом-тя нулась вереница платформ с балластом. — А и верно,— обрадованно подхва тил Денисов,— балласт все равно рань ше утра выгружать не будем, паровоз свободен. А ну, подожди! Начальник строительства бросился в телефону, попросил вызвать Зимтинга. Зимтинг — один из самых молодых прорабов на стройке. И один из самых энергичных. Ему обычно поручают наи более трудные дела, и не было случая, чтобы он не справился. — Василий Николаевич,— заговорил Денисов, когда Зимтинг подошел к теле фону,— на той стороне Шоры, как ты знаешь, стоит подъемный кран. Так вот, он остался без угля и без воды. Подними сейчас по тревоге самую лучшую свою бригаду и отправь на мост. Сбор на па ровозе. С вами поедет Василий Моисее вич. Дело вот какое... И он изложил мысль, которая возник ла у него при виде паровоза. Пока паро воз будет идти до моста, бригаде пред стояло набить несколько мешков углем с паровозного тендера, а добравшись до- реки, перетаскать эти мешки по льду на противоположный берег, взобраться с ними на насыпь и снабдить углем кран. Кроме того, следовало захватить с собой
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2