Сибирские огни, 1958, № 4
сорокалетию Великого Октября и сэко номил государству восемь миллионов рублей. Стройка закончена, и Нина Алексеев на начинает тревожиться: неужели и теперь, на сорок седьмом году жизни, не успокоится ее непоседливый муж? Как хорошо устроились они в молодом шахтерском городе Междуреченске. Вот и дочь обзавелась здесь семьей — вышла замуж за шахтера и сын — тот самый сын, что родился под бомбами, — уже заканчивает десятилетку, и квартира у них — что надо, и обстановкой успели обзавестись... — Может, не' будем отсюда никуда трогаться? — как-то спросила Нина Алексеевна мужа с тайной надеждой, что он подтвердит ее мысли. — Не знаю, маты, — скороговоркой ответил Василий Моисеевич. — Поба- чимо... А что уж там «побачимо», если все i на стройке знают: звонили Василию Моисеевичу из Министерства транс портного строительства и спрашивали, не поедет ли он на новое строительство. Видно, быть в биографии Василия Гривко и четырнадцатой стройке. СЕРЕБРЯНЫЙ СТЫК Непомерно большое, будто распухшее от мороза солнце устало опустилось на заснеженные верхушки кедров, намере ваясь передохнуть на вечнозеленых вет ках. Но ветки подломились, и солнце со скользнуло в глубокое ущелье. Сразу стало темно.. И тут же, словно по команде, вспых нули костры — сотни костров, разло женных по берегу скованной льдом Томи. Впрочем, костры, возможно, горе ли и раньше, только при свете солнца их просто не было видно. — Все, — махнул рукавицею Беркус, отпуская на отдых бригаду. Укладчики пути, подобрав инструмент, спустились с насыпи к кострам. Беркус остался. Он с особым удовольствием, на рочно замедляя шаг, прошелся по шпа лам только что уложенного звена рель сов. Еще одно звено. Но не просто оче редное звено, а предпоследнее. Остается сделать совсем маленькое усилие, и ли ния сомкнется, между Сталинском и Абаканом протянется сплошной рельсо вый путь. Как это здорово —- сознавать себя участником трудового подвига тысяч людей, строивших таежную магистраль. Беркус спустился с насыпи, подошел к скале, прислонился спиною, стянул с потной головы шапку. Хотелось посто ять, ни о чем не думая, отдыхая от не бывалого напряжения всех последних месяцев, недель, дней. Хотелось посмот реть на эти места не глазами строителя, а глазами будущего пассажира, посмот реть словно бы из окна вагона, любуясь зажатой между горными кручами Томью, и вот этими могучими кедрами, и убега ющими вдаль полосками рельсов. — Бригадир, шабашить пора, — по звали от ближайшего костра слева. — Спиридон Маркович, к нам айда, — окликнули справа. — Да, да, я сейчас, — отозвался Беркус, надевая успевшую заиндеветь шапку. Костры горели и с той, и с другой стороны вдоль обоих протянувшихся на встречу друг другу концов трассы. Не было костра лишь здесь, возле этого ма ленького восьмиметрового мостика, что перекинулся через безымянный ручей. Безымянный? А почему бы не дать ему имя, • почему не назвать ручей скажем Серебряным? Ведь именно здесь, на семьдесят седьмом пикете сто восемьде сят девятого километра строящейся ли нии будет завтра уложен последний стык, стык, который с незапамятных времен строители дорог называют сере бряным. Мимо Беркуса промчался, вздымая снежную пыль, грузовик. Шофер заме тил бригадира, резко затормозил, высу нулся из кабины. — Примеряешься, отец? Беркус узнал Виктора Ермакова — кудрявого шустрого паренька, приехав шего на стройку по комсомольской пу- , тевке из Марийской автономной респуб- ' лики. Паренек этот всегда был Беркусу по сердцу, да и в тоне его вопроса зву чало уважение и даже что-то похожее на зависть.. Однако в эту минуту брига дир испытал вдруг чувство, какое вызы вает не вовремя пожаловавший гость, и с неожиданной для самого себя грубо стью крикнул: —- Давай, давай, проезжай себе, не чего тут... А когда машина ушла, с запоздалой горячностью добавил: — А может, и примеряюсь! Серебря ный костыль вбить — такое раз в жиз ни человеку дается!.. Да ведь он и в самом деле остался здесь после работы с тайной мыслью прикинуть, как и что будет завтра, что бы не растеряться потом на людях. И зачем скрывать от самого себя, что он ожидает этой минуты с волнением, како го давно уже не испытывал? Началось все еще в первые дни 1957 года. Строители обсуждали тогда на рабочих собраниях возможность от крыть сквозное движение по новой до роге к пятому декабря, ко Дню Консти туции. Принимая такое обязательство, коллектив брал на себя, казалось, непо сильную задачу. Менее чем за год над лежало уложить сто два километра глав ного пути, причем, уложить на середин ном, самом трудном участке трассы, на участке, загроможденном скалами, по росшем непролазной тайгою, иссеченном
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2