Сибирские огни, 1958, № 4

сорокалетию Великого Октября и сэко­ номил государству восемь миллионов рублей. Стройка закончена, и Нина Алексеев­ на начинает тревожиться: неужели и теперь, на сорок седьмом году жизни, не успокоится ее непоседливый муж? Как хорошо устроились они в молодом шахтерском городе Междуреченске. Вот и дочь обзавелась здесь семьей — вышла замуж за шахтера и сын — тот самый сын, что родился под бомбами, — уже заканчивает десятилетку, и квартира у них — что надо, и обстановкой успели обзавестись... — Может, не' будем отсюда никуда трогаться? — как-то спросила Нина Алексеевна мужа с тайной надеждой, что он подтвердит ее мысли. — Не знаю, маты, — скороговоркой ответил Василий Моисеевич. — Поба- чимо... А что уж там «побачимо», если все i на стройке знают: звонили Василию Моисеевичу из Министерства транс­ портного строительства и спрашивали, не поедет ли он на новое строительство. Видно, быть в биографии Василия Гривко и четырнадцатой стройке. СЕРЕБРЯНЫЙ СТЫК Непомерно большое, будто распухшее от мороза солнце устало опустилось на заснеженные верхушки кедров, намере­ ваясь передохнуть на вечнозеленых вет­ ках. Но ветки подломились, и солнце со­ скользнуло в глубокое ущелье. Сразу стало темно.. И тут же, словно по команде, вспых­ нули костры — сотни костров, разло­ женных по берегу скованной льдом Томи. Впрочем, костры, возможно, горе­ ли и раньше, только при свете солнца их просто не было видно. — Все, — махнул рукавицею Беркус, отпуская на отдых бригаду. Укладчики пути, подобрав инструмент, спустились с насыпи к кострам. Беркус остался. Он с особым удовольствием, на­ рочно замедляя шаг, прошелся по шпа­ лам только что уложенного звена рель­ сов. Еще одно звено. Но не просто оче­ редное звено, а предпоследнее. Остается сделать совсем маленькое усилие, и ли­ ния сомкнется, между Сталинском и Абаканом протянется сплошной рельсо­ вый путь. Как это здорово —- сознавать себя участником трудового подвига тысяч людей, строивших таежную магистраль. Беркус спустился с насыпи, подошел к скале, прислонился спиною, стянул с потной головы шапку. Хотелось посто­ ять, ни о чем не думая, отдыхая от не­ бывалого напряжения всех последних месяцев, недель, дней. Хотелось посмот­ реть на эти места не глазами строителя, а глазами будущего пассажира, посмот­ реть словно бы из окна вагона, любуясь зажатой между горными кручами Томью, и вот этими могучими кедрами, и убега­ ющими вдаль полосками рельсов. — Бригадир, шабашить пора, — по­ звали от ближайшего костра слева. — Спиридон Маркович, к нам айда, — окликнули справа. — Да, да, я сейчас, — отозвался Беркус, надевая успевшую заиндеветь шапку. Костры горели и с той, и с другой стороны вдоль обоих протянувшихся на­ встречу друг другу концов трассы. Не было костра лишь здесь, возле этого ма­ ленького восьмиметрового мостика, что перекинулся через безымянный ручей. Безымянный? А почему бы не дать ему имя, • почему не назвать ручей скажем Серебряным? Ведь именно здесь, на семьдесят седьмом пикете сто восемьде­ сят девятого километра строящейся ли­ нии будет завтра уложен последний стык, стык, который с незапамятных времен строители дорог называют сере­ бряным. Мимо Беркуса промчался, вздымая снежную пыль, грузовик. Шофер заме­ тил бригадира, резко затормозил, высу­ нулся из кабины. — Примеряешься, отец? Беркус узнал Виктора Ермакова — кудрявого шустрого паренька, приехав­ шего на стройку по комсомольской пу- , тевке из Марийской автономной респуб- ' лики. Паренек этот всегда был Беркусу по сердцу, да и в тоне его вопроса зву­ чало уважение и даже что-то похожее на зависть.. Однако в эту минуту брига­ дир испытал вдруг чувство, какое вызы­ вает не вовремя пожаловавший гость, и с неожиданной для самого себя грубо­ стью крикнул: —- Давай, давай, проезжай себе, не­ чего тут... А когда машина ушла, с запоздалой горячностью добавил: — А может, и примеряюсь! Серебря­ ный костыль вбить — такое раз в жиз­ ни человеку дается!.. Да ведь он и в самом деле остался здесь после работы с тайной мыслью прикинуть, как и что будет завтра, что­ бы не растеряться потом на людях. И зачем скрывать от самого себя, что он ожидает этой минуты с волнением, како­ го давно уже не испытывал? Началось все еще в первые дни 1957 года. Строители обсуждали тогда на рабочих собраниях возможность от­ крыть сквозное движение по новой до­ роге к пятому декабря, ко Дню Консти­ туции. Принимая такое обязательство, коллектив брал на себя, казалось, непо­ сильную задачу. Менее чем за год над­ лежало уложить сто два километра глав­ ного пути, причем, уложить на середин­ ном, самом трудном участке трассы, на участке, загроможденном скалами, по­ росшем непролазной тайгою, иссеченном

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2