Сибирские огни, 1958, № 4

речей Виктором, Витя, Витька, Витюш- ка... Хоть бы одним -глазком взглянуть на него, на дочку, на жену! Но они дале­ ко — в Магнитогорске, а он под Мо­ сквой. И вдруг: — Товарищ Гривко, вы направляе­ тесь на строительство новой линии под Магнитогорском, будете там во главе отдела временной эксплуатации... Вот, кажется, и сбылась мечта: те­ перь уж он увидит сына. Однако в доро­ ге узнал: на стройке, куда его направи­ ли, очень плохо организована доставка материалов, рабочие поезда не ходят, а ползают, сооружение линии из-за это­ го идет замедленными темпами. И долг взял верх: свидание с семьей снова было отложено. Много сил отняла у страны война. Но и во время войны ни на один день не приостанавливалось железнодорожное строительство. И уже после Магнитогор­ ска успел Гривко побывать за годы вой­ ны еще на трех стройках. А когда на­ ступил мир, Василия направили на строительство Южно-Сибирской магист­ рали. Метрами измеряется движение строи­ телей стальных путей. Метр за метром прорубается в тайге просека, метр за метром отсыпается земляное полотно, метр за метром сооружается балластная призма, и только рельсы укладываются сразу звеньями в двенадцать с полови- f ной метров. Восемьдесят звеньев на ки­ лометр. Из рельсовых звеньев складываются звенья магистралей. Гривко прошел с коллективом строителей три звена Юж- сиба: Артышта—Алтайская, Барнаул— Кулунда и, наконец, Сталинск—Абакан. В общей сложности — 946 километров. Самой трудной оказалась линия Ста­ линск—Абакан — тринадцатая по сче­ ту в строительной биографии Гривко. Приехал он сюда в 1954 году. Приехал, посмотрел и сказал сыну: — Ну, Витюш, бачу я, ще й тоби робить доведеться, як пидростешь та майстером станешь! Так думал не только он, Гривко, так думали все, кто пришел в горношор­ скую тайгу прокладывать рельсовый путь. Думали, но не опускали рук, не раскисали, не поддавались панике. Ду­ мали, но закатывали повыше рукава и бились, бились, бились с суровой приро­ дой. На стройке вспоминают урок, который однажды преподал Гривко комсомоль­ цам — парням и девчатам, только что перед этим приехавшим в Горную Шо- рию. Дело происходило зимой. Гривко доставил на головной участок состав с балластом. Надо было срочно разгрузить платформы, чтобы отправить их за но­ вым грузом. А рабочий день уже кон­ чился, наступила ночь, и умаявшиеся за день молодые рабочие разошлись по па­ латкам. Отогреваясь у железных печек, расположились они поужинать. Гривко обежал палатки, созвал молодежь и, взобравшись на одну из платформ, за­ стуженным голосом спросил: — Розгрузимо, хлопци? Толпа молчала. Выгрузить балласт в летнее время — дело нескольких минут, но сейчас, когда он смерзся, превратил­ ся в монолит, его впору грызть хоть зу­ бами. — Утром разгрузим! — крикнули из толпы. — Нечего ночью людей мыта­ рить! — Та платформы ж потрибни, як воз­ дух. — Ну и разгружай сам, если по­ требны... Гривко сбросил шапку, полушубок, схватил лом, ударил в скованную соро­ каградусным морозом массу земли. По­ сыпались искры. — И разгружу, — крикнул он, — и разгружу!.. И он снова с остервенением ударил ломом. Снизу, из темноты, протянулась рука, девичий голос попросил: — Дядя Василий, подайте руку, а то мне не забраться! Гривко подхватил девушку, поставил рядом с собой, обежал глазами платфор­ мы. На всех на них сыпались в темноту искры, выбиваемые ломами, кайлами, лопатами... Сейчас, когда дорога построена, когда побежали по ней к кузнецким домнам первые маршруты с хакасской рудой, кажется невероятным, что люди смогли сделать то, что они сделали. Инженеры из управления стройки подсчитали, что если бы весь грунт, который переворо­ чали на трассе, погрузить на платформы и составить из этих платформ поезд, он обернулся бы вокруг земного шара че­ тыре раза. А сколько хлопот доставили обходы горных круч, сколько пришлось петлять, следуя по берегу за капризными изви­ линами Томи! Гарин-Михайловский, пи­ сатель и инженер-путеец, как-то сказал: «Основное правило идеальной дороги — кратчайшее расстояние и минимальные уклоны». Дорогу между Сталинском и Абаканом не только нельзя назвать идеальной, более того: пожалуй, ни на одной линии у нас в стране нет такого количества кривых участков, как здесь— тридцать два процента всей трассы. Василий Моисеевич Гривко руководит на стройке отделом временной эксплуа­ тации. Он — не экскаваторщик, не буль­ дозерист, не укладчик пути, он — под собник. Но это благодаря его усилиям налажено бесперебойное снабжение стройки всеми необходимыми материа­ лами, это он организовал вывозку леса и каменного угля из районов, по кото­ рым прошла трасса, это под его руко­ водством коллектив эксплуатационников выполнил план перевозок 1957 года к

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2