Сибирские огни, 1958, № 4
бежал к белым цистернам с горючим. Теперь осталось одно: открыть краны, выпустить бензин, чтобы не произошло взрыва, когда огонь подберется к ци стернам. — Эй, прораб!.. ' Он обернулся: все женщины трусили рысцою вслед за ним. — Эй, прораб, ты бы разделил лю дей, а то чего ж мы все к базе попрем ся! Можно часть к магазину, к столовой поставить... — И к детясдям. тоже... — И лопаты‘же надо бы, альбо еще что... Ревел, бушевал, неистовствовал в гневном порыве страшный зверь, с ог ромной, пышущей жаром пастью. В одно мгновенье проглатывал он вековые кед ры, новенькие, еще не утратившие за-4 паха краски, домики строителей, кидал ся длинными медно-рыжими языками на кучки почерневших от сажи людей. Но люди не поддавались зверю не отступали. Сгорел Казынет. На месте нового боль шого поселка остались только остовы печных труб да жирный, тяжелый, напи танный смолою пепел. Сгорел Казынет. Сгорел вместе со всем имуществом строи телей —. даже стула одного, даже пелен ки одной не успели спасти. А база с го рючим не сгорела. И магазин не сгорел. И столовая тоже. И детские ясли оста лись целы... * * * Пожар в Казынете был летом 1957 года. Сейчас станционный поселрк от строился вновь и, может быть, стал еще лучше, еще краше. И только лес вокруг поселка не вы правился, не поднялся, и обуглившиеся стволы стоят, как напоминание: будьте бдительны! ТРИНАДЦАТАЯ Бомба угодила в середину состава, не подалеку от теплушки, в которой ехала Нина Алексеевна. Теплушка устояла на рельсах, но силой взрывной волны с нее сорвало, срезало начисто обе двери. Нина Алексеевна схватила на руки доч ку, инстинктивно бросилась к дверному проему, но увидела сквозь него небо, окрашенное заревом мгновенно вспых нувшего пожара, и тени вражеских са молетов в нем, и черные сигары бомб, устремившихся с высоты прямо на их вагон, — увидела все это, попятилась, хотела закричать от непомерного ужаса, но вдруг резкая, ослепляющая боль уда рила по низу живота, растеклась' по телу, докатилась до горла и перехвати ла дыхание. ...Схватки? Здесь? Сейчас?.. Она провалилась в тьму неведения. • * * * ' Василий Гривко о рождении 'сына узнал лишь через два месяца. Не толь ко оттого, что шла война, разлучившая миллионы мужей й жен, отцов и детей, ни и потому еще, что он, Гривко, делал в эти дни свое обычное дело — строил железную дорогу. А у строителя дорог, как известно, жизнь кочевая, и часто ему не приходится ждать, пока снимет ся вслед за ним с насиженного места его семья. Много таких насиженных мест поки нула Нина Алексеевна после того, как связала свою судьбу с украинским хлоп цем Василием Гривко. Много... Строи тельная биография ее мужа началась за долго до войны, еще в 1929 году, когда ему едва исполнилось 18 лет. И нача лась как? Приехал погостить к брату на строительство линии Чернигов—Овруч, хотел пожить неделю, самое большое две, да так и не уехал. И хоть специ альность приобрел совсем не строитель ную — слесаря паровозного депо, — но когда стокилометровая линия была сдана в эксплуатацию и строители пода лись на новую трассу Золотоноша— Мироновка, снялся с места и Василий. Снялся, несмотря на то, что его угова ривали остаться и предоставляли воз можность выучиться на паровозного ма шиниста, о чем он мечтал с первого дня работы в депо. — Ничого, — ответил тогда Василий Начальнику деповского отдела кадров,— я и на новом мисци в машинисты про- бьюся... , И пробился. И каким еще машинистом стал! И какое уважение заслужил! Толь ко премией, которую дали ему на строй ке, остался не очень доволен. А премия такая была: получил Василий в^ соб ственность дом. Добрый дом, новый. Из трех комнат, со всеми хозяйственными постройками — знай живи в свое удо вольствие. Тем более, что как раз же нился пёред этим. Другой бы радовался, а Василий ворчал: — Хата? Що це за премия для строи теля — хата? Куды я з нею? Нина Алексеевна, еще не- успевшая- к тому времени изучить как следует ха рактер своего мужа, пыталась урезони вать его и даже высказывалась в том смысле, что, дескать, сама судьба за то, чтобы осели они на одном месте. Но... Но едва линия была закончена, Васи лий вместе со всем коллективом строи телей перекочевал на новую трассу Житомир—Фастов, оттуда — на линию до Новоград-Волынского и, наконец, на строительство Большой Московской Ок ружной. С паровозом ему пришлось рас статься: подучили и поставили руково дить отделом временной эксплуатации. На этой работе его и застала война. Сын... Какой он? Какие у него глаза, нос, какие волосы? Одно известно: нат
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2