Сибирские огни, 1958, № 4
После собрания, заглянув на полчаса домой, Денисов выехал на трассу. Машина выбралась за черту города, миновала узкий, длинный, с глухими пе рилами мост через Томь и вышла на прямую дорогу в Междуреченск — но вый горняцкий город, возникший на трассе. В Междуреченске Денисов пере сядет на мотовоз, который и доставит его на головной участок стройки. Апрельский ветер залетал в открытые окна машины, неся с собою ночные за пахи весны — чуть пьянящие, безотчет но радующие сердце. В компании с этим ночным ветром хорошо думалось. Дени сов полулежал на заднем сиденье «Побе ды», курил сигареты и перебирал в па мяти события сегодняшнего вечера. К тому, что собрание встретит его не доверчиво, Денисов приготовился зара нее. Но вот что Ермолаев бросит подоб ную реплику, Денисов никак не предпо лагал. Ведь кому-кому, а Ермолаеву хо рошо известно, что Центральный Коми тет партии и Совет Министров СССР не просто одобрили инициативу строителей, решивших досрочно завершить укладку рельсового пути между Сталинском и Абаканом, но' и помогли стройке и меха низмами и людьми. Да, Ермолаеву это хорошо известно, и тем не менее он, по- видимому, не верит в успех. Впрочем, стоит ли такому удивляться, если «неверы», как их про себя именует Денисов, есть даже среди инженеров, работающих на строительстве дороги. Есть! И с этим нужно считаться. Их нельзя осуждать: это люди, взвесившие все «за» и все «против» и с математиче ской точностью доказавшие, что «про тив» втрое больше, нежели «за». Да! Препятствий на пути строителей приро да понаставила, не скупясь. Еще студентом, изучая историю же лезнодорожного строительства в дорево люционной России, Денисов невольно обратил внимание на любопытное свиде тельство специалистов франко-немецко го акционерного общества Кузнецких каменноугольных копей (сокращенно об щество именовалось — «Копикуз»), В 1913 году «Копикуз» получил в Кузбас се в концессию Кабинетские земли, то есть земли, принадлежавшие царской семье и находившиеся в ведении «Каби нета1его величества». Иностранные пред приниматели намеревались как можно глубже пустить свои корни на кузнецкой земле: срок концессии устанавливался в 90 лет. Решено было, кроме добычи уг ля, организовать здесь и металлургиче ское производство. Но где взять пищу для домен? Нельзя ли скоренько протя нуть из Кузбасса железную дорогу к Абаканской’руде? • И в тайгу Горной Шории были посла ны инженеры. Сколько проходили они, Денисов не знал, но вывод их — катего ричный й обоснованный — запал ему в память: «Глухая тайга, с массой пова ленных ветром стволов, с травами выше человеческого роста, без топора летом и осенью непроходима. Нет ни дорог, ни даже троп, по которым можно было бы сделать предварительные осмотры мест ности. А между тем сама местность крайне изрезана частыми глубокими ло гами. Колебания отметок поверхности земли так резки и причудливы, что про кладка дороги, согласно техническим условиям, невозможна». — Хм! Невозможно! — воскликнул, забывшись, Денисов и сердито усмех нулся. — О чем вы, Георгий Михайлович? — обернулся шофер. — Так, мысли прорываются, не обра щай внимания. Помолчал, потом спросил неожиданно: — В Красноярском- краеведческом музее бывал когда-нибудь? — Не доводилось. — Есть там одна старая фотография. Лет пятьдесят ей, наверное, если не больше. — Ну и что? —. Мост, значит, на ней изображен, строящийся мост через Енисей, а перед мостом — рабочий люд: грабари в домо тканых рубахах, бабы, ребятишки. И во круг — орудия труда: грабарки, тачки, лопаты... — Ну и Что же? — повторил шофер, недоумевая. — Останови, пожалуйста, машину,— попросил вместо ответа Денисов. Вышел, сбросил фуражку, подставил под струю ветра густую гриву льняных волос, долго стоял молча. Издалека, со стороны гор, донеслось приглушенное урчание моторов. Денисов встрепенулся. — Слышишь? — Экскаватор,— безошибочно опре делил шофер. — Вот то-то и оно-то, что не тачка... Усаживаясь снова в машину, добавил: — И люди у нас не те... Был такой кинорежиссер и чудесный человек Алек сандр Довженко. Слыхал? Он сказал од нажды, что есть люди, у которых язык и голова — с высшим образованием, а сердце — с низшим. У нас на стройке и голов с высшим образованием немало, а уж насчет сердец вполне могу пору читься... Он снова умолк, задумавшись. Маши на въехала на окраину Междуреченска, или, как привыкли называть этот город строители,— Томьусы (по названию сли вающихся у города рек Томи и Усы). Из темноты доносились переборы баяна, звенели девичьи голоса: Паровоз, паровоз, Ты куда меня завез? Кругом горы да леса, Посредине — Томьуса... — Ты куда меня завез? — повторил с улыбкой Денисов. — Вот так и мне хотелось спросить, когда впервые увидел Шорию. У своего характера спросить.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2