Сибирские огни, 1958, № 4
которая протянулась к Сталинску от Куйбышева на Волге. Остается проло жить завершающее звено межйу Абака ном и Тайшетом — и Южсиб будет пол ностью построен. Значение этого станет понятным, если учесть, что на плечи железных дорог Урала и Сибири лощится примерно чет вертая часть грузов, перевозимых всей железнодорожной сетью страны. И каки ми бы могутными эти плечи ни были, но и для них есть предел. Очень тесно стало сейчас поездам на Транссибирской магистрали, как воздух, нужен дополнительный, параллельный путь для маршрутов с сибирским лесом, с кузбасским углем, с алтайским хлебом. В наши дни каждая четвертая тонна каменного угля, добываемого в стране, выдается на-гора шахтами Кузбасса. В 1913 году доля Кузбасса в общерос сийской каменноугольной промышлен ности не составляла и двух процентов. Но даже и тогда наиболее дальновидные умы задумывались о дополнительном железнодорожном выходе для кузбасско го угля в центральные районы страны. В 1915 году в Министерстве путей сооб щения была создана специальная комис сия, которая в продолжение двух лет разрабатывала план нового железнодо- рожного строительства в Западной Си бири. 1 Вывод комиссии был единодушен: необходимо, построить.;, «в первую оче редь Южно-Сибирскую магистраль по гтрассе Кузнецк—Барнаул—Павлодар— Орск с дальнейшим ее продолжением к портам Азовского моря». Но мы отвлеклись: наш очерк посвя щается не всему Южсибу, а только од ному звену . его — линии Сталинск— Абакан. ■.. > В декабре 1957 года Центральный Комитет партии и Совет Министров СССР поздравили: строителей «с досроч ным окончанием укладки главного пути». Линия построена. Стальные нити рель сов заблестели под солнцем в горношор ской тайге, в степях Хакассии. И вслед за рельсами, как и положено, появились на каждом железнодорожном переезде . обязательные предупреждения: «Бере гись поезда!». Но. здесь эти предупреж дения читают по-иному, по-своему: «Здравствуй, поезд!»; Здравствуй, поезд, в таежной глуши, здравствуй, поезд, в диких горах Ала тау! В книге Н. Н. Михайлова «Над картой Родины» есть такое чудесное место: «Вся страна перед нами. И есть «Чет вертое измерение» у всего, что нам рас крылось: не широта, не долгота, не от метка над уровнем океана, а годы чело веческих усилий». Вот об этом «четвертом измерении», о (человеческих усилиях, о скромных геро- щх на строительстве таежной магистрали |мы и намерены рассказать. ТЫ КУДА МЕНЯ ЗАВЕ З? .. В апреле 1957 года Кузнецкому ме таллургическому комбинату исполнилось двадцать пять лет.. Торжественно отме тили металлурги свой юбилей. Гости съехались чуть ли не со всех металлургических заводов страны, на праздничном вечере звучали сердечные поздравления, преподносились подарки. На столе президиума уже высились модели доменных печей, стопа альбомов и адресов, когда на трибуну поднялся начальник строительства линии Ста линск—Абакан Г. М. Денисов. — Мы, строители дороги, решили преподнести в подарок кузнецким метал лургам вот эти обязательства.— И он вскинул над головою коричневую папку. В зале произошло движение. Денисов дождался тишины, продолжал: — Мы обязуемся уложить путь и привести на комбинат первый маршрут с абаканской рудой ко Дню Конституции — к пятому декабря!.. Всех, кто выступал до Денисова, встречали гулом возбужденных голосов, приветственными возгласами, аплодис ментами. Сейчас зал молчал. Можно бы ло подумать, что все затаили на какой-то миг дыхание. И в этой напряженной ти шине вдруг прозвучал насмешливый го лос; — Нельзя ли уточнить, товарищ Де нисов, в декабре какого года намеревае тесь вы открыть движение? Голос прозвучал из-за стола президиу ма. Денисов стремительно обернулся и встретился глазами с директором Куз нецкого комбината Ермолаевым, на его ■лице выступил румянец, он повернулся к залу и прежним тоном ответил: — Коллектив строителей подсчитал свои возможности и дает Родине слово открыть движение поездов по новой до- . роге к пятому декабря,— Денисов выбро сил вперед руку, словно давая клятву, -г- Нынешнего, текущего, тысяча девять сот пятьдесят седьмого года! А зал молчал, в зале, как и прежде, стояла настороженная тишина. Очень нужна была металлургам новая дорога, с думами о ней ложились спать, с думами о ней поднимались и шли на работу — к домнам, задыхавшимся от недохватки руды. Но, вместе с тем, все, кто слушал выступление Денисова, зна ли, что на стройке остался почти такой же объем работ, какой строители выпол нили за предыдущие... восемь лет. Зал молчал... — Мы вам верим, товарищи строи тели! Это произнес девичий, голосок — то ненький, едва слышный. Он прозвучал откуда-то из задних рядов, из угла, и замер, придавленный тишиной. Но он по бедил тишину: через мгновение вспых нули аплодисменты. Видно, нужен была только толчок.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2