Сибирские огни, 1958, № 3
•ей целью дать читателям широкое пред ставление о развитии театральной куль туры в Восточной Сибири с XVII века по наши дни. Только за последние два сезона в Ир кутской области увидели свет пять пьес местных авторов. В Иркутском драмати ческом театре идут пьесы Б. Левантов- ской («Дмитрий Стоянов»), П. Малярев- ского («Крутые перекаты» и «Поэма о хлебе»), В Черемховском театре постав лена пьеса А. Самсония «На Байкале». А в театре музыкальной комедии боль шим успехом у зрителей пользуется ■ве селый спектакль «Огни сибирские», соз данный артистом Н. Каширским и ком- позитором-дирижером А. Кулешовым. Книга П. Маляревского во многом объясняет, как и почему когда-то темная и отсталая окраина царской России ста ла значительным 'очагом советской со циалистической культуры. Правда, на звание книги — «Очерк из истории те атральной культуры Сибири» — значи тельно шире темы, которую разработал автор: он преимущественно изучил исто рию возникновения и развития Иркут ского драматического театра, несколько лет тому назад отметившего свой столет ний юбилей. Но, во-первых, этот театр действительно сыграл значительную роль в общем культурно^ строительстве Восточной Сибири, а, во-вторых, в кон кретных рамках избранной задачи ав тор использовал исключительно ценные материалы и источники и сделал верные обобщения и выводы. Ключом, открывающим смысл много численных фактов и явлений театраль ной культуры прошлого для автора «Очерка», является гениальное ленин ское положение о том, что в каждом об ществе, где властвуют угнетение и экс плуатация, есть культура господствую щих классов и есть культура народная. В главе «Ранние театральные зрели ща в Иркутске» мы знакомимся с тем, как русские люди, осваивающие в XVII веке Сибирь, привезли с собой из даль них губерний скоморошьи игры, как на родный юмор и зачатки театрального искусства преследовались духовенством и представителями власти, как в площад ные зрелища и балаганы, в школьные драмы просачивалась народнця сатира, высмеивавшая чиновников, купцов, ду ховенство. Факты, свидетельствующие о распро странении театральных зрелищ в XVII веке, в огромной степени утеряны. Но П. Маляревский в своем изучении дале кого прошлого шел верным путем, ис пользуя исторические документы. Мы не знаем со всей точностью — с каким ре пертуаром выступали скоморохи, но то, что их искусство отвечало народным ин тересам и было прямым образом на правлено против интересов господствую щих классов, является бесспорной исто рической истиной. «В проповедях перво го иркутского епископа Иннокентия Кол- чицкого... не раз порицалась склонность иркутян к соблазнительным песням и пляскам, а в одной из проповедей содер жалось прямое осуждение скомороше ства: В этой проповеди иркутский епис коп, обращаясь к верующим, говорил: «...плясаний и песней бесовских, скомо-' рохов и всяких игр отнюдь бегай». Чем ближе к нашей современности, тем, естественно, больше в руках автора было фактов и данных о состоянии и развитии театральной культуры. Шесть глав «Очерка», охватывающих историю театрального дела с конца XVIII века вплоть до Великой Октябрьской социали стической революции, подробно и обстоя тельно повествуют о том, как начали складываться коллективы актеров, как они распадались и возникали снова. Не возможно без волнения читать страницы книги, посвященные этой поре. Какие контрасты возникают перед нами! Какая напряженная борьба развертывается вокруг Иркутской драмы! С одной сторо ны, градоправители, стремившиеся сбыть театральное дело жуликам и проходим цам, алчные антрепренеры и стоящие за ними акционеры-золотопромышленники, пытавшиеся превратить ■большое куль турное дело в средство наживы и удов летворения личных прихотей. G другой стороны — неустанная, упорная борьба демократической интеллигенции за на родный театр. Как ни старался царизм лишить народ права на создание культурных ценно стей, они росли и развивались. Подлин ная театральная культура ломала все и всяческие препятствия, ибо основанием для нее служило революционное движе ние в России. В первой половине XIX века основной репертуар театральных трупп формировали произведения Фон визина, «Гоое - от ума» Грибоедова, «Ревизор» Гоголя, народные оперы Глинки. При этом, ссылаясь на «Воспоминания» Н. А. Белоголового (М. 1898 г.), П. Маляревский говорит не только об идейном влиянии ссыльных декабристов, но и о прямом, непосредст венном стремлении их к организации де мократического театра в Иркутске: «Сле дует особо отметить попытку декабри стов, находившихся на поселении в Си бири, устроить домашний спектакль. Представление должно было состояться в доме Волконского. Для постановки бы ла выбрана комедия Фонвизина «Недо росль». В 1851 году в Иркутске окончательно упрочил свое существование профессио нальный театр. Разумеется, и в после дующие годы, вплоть до победы Октяб ря, он испытывал все невзгоды, вызван ные ненавистью господствующих клас сов к культуре народа. Но подлинная театральная культура, представленная
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2