Сибирские огни, 1958, № 3

•ей целью дать читателям широкое пред­ ставление о развитии театральной куль­ туры в Восточной Сибири с XVII века по наши дни. Только за последние два сезона в Ир­ кутской области увидели свет пять пьес местных авторов. В Иркутском драмати­ ческом театре идут пьесы Б. Левантов- ской («Дмитрий Стоянов»), П. Малярев- ского («Крутые перекаты» и «Поэма о хлебе»), В Черемховском театре постав­ лена пьеса А. Самсония «На Байкале». А в театре музыкальной комедии боль­ шим успехом у зрителей пользуется ■ве­ селый спектакль «Огни сибирские», соз­ данный артистом Н. Каширским и ком- позитором-дирижером А. Кулешовым. Книга П. Маляревского во многом объясняет, как и почему когда-то темная и отсталая окраина царской России ста­ ла значительным 'очагом советской со­ циалистической культуры. Правда, на­ звание книги — «Очерк из истории те­ атральной культуры Сибири» — значи­ тельно шире темы, которую разработал автор: он преимущественно изучил исто­ рию возникновения и развития Иркут­ ского драматического театра, несколько лет тому назад отметившего свой столет­ ний юбилей. Но, во-первых, этот театр действительно сыграл значительную роль в общем культурно^ строительстве Восточной Сибири, а, во-вторых, в кон­ кретных рамках избранной задачи ав­ тор использовал исключительно ценные материалы и источники и сделал верные обобщения и выводы. Ключом, открывающим смысл много­ численных фактов и явлений театраль­ ной культуры прошлого для автора «Очерка», является гениальное ленин­ ское положение о том, что в каждом об­ ществе, где властвуют угнетение и экс­ плуатация, есть культура господствую­ щих классов и есть культура народная. В главе «Ранние театральные зрели­ ща в Иркутске» мы знакомимся с тем, как русские люди, осваивающие в XVII веке Сибирь, привезли с собой из даль­ них губерний скоморошьи игры, как на­ родный юмор и зачатки театрального искусства преследовались духовенством и представителями власти, как в площад­ ные зрелища и балаганы, в школьные драмы просачивалась народнця сатира, высмеивавшая чиновников, купцов, ду­ ховенство. Факты, свидетельствующие о распро­ странении театральных зрелищ в XVII веке, в огромной степени утеряны. Но П. Маляревский в своем изучении дале­ кого прошлого шел верным путем, ис­ пользуя исторические документы. Мы не знаем со всей точностью — с каким ре­ пертуаром выступали скоморохи, но то, что их искусство отвечало народным ин­ тересам и было прямым образом на­ правлено против интересов господствую­ щих классов, является бесспорной исто­ рической истиной. «В проповедях перво­ го иркутского епископа Иннокентия Кол- чицкого... не раз порицалась склонность иркутян к соблазнительным песням и пляскам, а в одной из проповедей содер­ жалось прямое осуждение скомороше­ ства: В этой проповеди иркутский епис­ коп, обращаясь к верующим, говорил: «...плясаний и песней бесовских, скомо-' рохов и всяких игр отнюдь бегай». Чем ближе к нашей современности, тем, естественно, больше в руках автора было фактов и данных о состоянии и развитии театральной культуры. Шесть глав «Очерка», охватывающих историю театрального дела с конца XVIII века вплоть до Великой Октябрьской социали­ стической революции, подробно и обстоя­ тельно повествуют о том, как начали складываться коллективы актеров, как они распадались и возникали снова. Не­ возможно без волнения читать страницы книги, посвященные этой поре. Какие контрасты возникают перед нами! Какая напряженная борьба развертывается вокруг Иркутской драмы! С одной сторо­ ны, градоправители, стремившиеся сбыть театральное дело жуликам и проходим­ цам, алчные антрепренеры и стоящие за ними акционеры-золотопромышленники, пытавшиеся превратить ■большое куль­ турное дело в средство наживы и удов­ летворения личных прихотей. G другой стороны — неустанная, упорная борьба демократической интеллигенции за на­ родный театр. Как ни старался царизм лишить народ права на создание культурных ценно­ стей, они росли и развивались. Подлин­ ная театральная культура ломала все и всяческие препятствия, ибо основанием для нее служило революционное движе­ ние в России. В первой половине XIX века основной репертуар театральных трупп формировали произведения Фон­ визина, «Гоое - от ума» Грибоедова, «Ревизор» Гоголя, народные оперы Глинки. При этом, ссылаясь на «Воспоминания» Н. А. Белоголового (М. 1898 г.), П. Маляревский говорит не только об идейном влиянии ссыльных декабристов, но и о прямом, непосредст­ венном стремлении их к организации де­ мократического театра в Иркутске: «Сле­ дует особо отметить попытку декабри­ стов, находившихся на поселении в Си­ бири, устроить домашний спектакль. Представление должно было состояться в доме Волконского. Для постановки бы­ ла выбрана комедия Фонвизина «Недо­ росль». В 1851 году в Иркутске окончательно упрочил свое существование профессио­ нальный театр. Разумеется, и в после­ дующие годы, вплоть до победы Октяб­ ря, он испытывал все невзгоды, вызван­ ные ненавистью господствующих клас­ сов к культуре народа. Но подлинная театральная культура, представленная

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2