Сибирские огни, 1958, № 3

сибиряку—хозяину безграничной тайги, смелому, богатому опытом, товарищу в трудном деле». Н. Устинович на первом плане в сво­ их рассказах ставит человека, его ду­ шевные и физические качества. Эта кни­ га проникнута жизнелюбием и радост­ ным восприятием мира. Говоря о «Таеж­ ных рассказах», нельзя говорить отдель­ но о героях их и о природе — так не­ разрывно живут они в каждом рассказе. Как говорить о Яше Гаранове, подрост- ке-сибиряке из рассказа «В краю дале­ ком», не сказав о природе Сибири, кото­ рая определила все его стремления и по­ мыслы? Вся жизнь Яши была связана с тай­ гой. Его отец, погибший на фронте, был лучшим соболятником в колхозе. Он и сына хотел сделать хорошим охотником. С десяти лет мальчик умел охотиться на белку, но с завистью глядел он, как осенью уходят в тайгу соболевать. И вот, случайно попав на след соболя, Яша во­ семь дней проводит в тайге в поисках этого зверька. Волнующ и убедителен рассказ писателя о мужестве, выдержке и бесстрашии Яши, о законной гордости, вызванной победой. Поэтически изображая суровую и ди­ кую красоту тайги, Н. Устинович про­ славляет тех, кто исследует богатства таежного края, заставляет эти богатства служить человеку. Научный сотрудник Владимир Кли­ мов, исходивший тайгу в поисках чер­ ной смородины, устойчивой против ант- рокноза, в момент смертельной опасно­ сти спасает прежде всего свою находку. Рыбак, Денис Коробов, даже заподозрив Климова в жадности, чего Коробов тер­ петь не мог, делает все возможное, что­ бы помочь больному Климову добраться до врача, а узнав о том, что Климов по­ страдал из-за стремления служить лю­ дям, он отказывается от оплаты за свой ТРУД («Черная смородина»), В холодную, покрытую плывущими льдинами, воду ныряет немолодой уже человек Ефим Осипович Егоров, спасая затонувшую в реке печатную машину, которую везли, чтобы открыть типогра­ фию в отдаленном таежном районе («Первопечатники»), Скромность и выносливость, терпели­ вое умение проникать в тайны природы — черты, характерные для этих героев. Такие качества, как находчивость и му­ жество, воля к жизни и дружба, находят живой отклик в сердцах этих людей, да­ же когда они наблюдают их у зверей и пт-иц. Так, Иван Васильевич, бывалый охотник, рассказывает, как, преследуя зайца, он загнал его в воду: «А вода-то ледяная! Делать нечего — сидит, тер­ пит... Рассмеялся тут я. — Ну, говорю, молодец! Люблю ум­ ниц. Живи на здоровье! Отвязал собак, и мы пошли дальше» («В ледяной ван­ не»), Попавшая в капкан лисица, почуяв приближение людей, перегрызла себе лапу и убежала. На предложение догнать лису «Максимыч, не отвечая, повернул лыжи обратно. Всю дорогу он угрюмо сопел и только у самой избушки, отря­ хиваясь от снега, произнес: — Дорого заплачено за жизнь!..— И, помолчав, укоризненно добавил: — А ты говоришь догнать...». Герои Н. Устиновича не одержимы страстью убить зверя или птицу, они больше наблюдатели, чем охотники. С этой целью Н. Устинович часто дейст­ вие своих рассказов переносит на сезон, когда охота запрещена. Ему важно — научить понимать и любить природу, уметь быть хозяином ее. Примечательно, что большинство рас­ сказов из циклов: «На охотничьих тро­ пах», «Друзья» и «Азбука следопыта» написаны от первого лица и представля­ ют собою короткие рассказы-зарисовки из жизни обитателей тайги. В них осо­ бенно проявилось присущее Н. Устино- вичу умение «видеть» природу, запоми­ нать, удерживать в своей памяти харак­ терные детали, «читать тайгу». Кроме того, поэтцчески описывая жизнь птиц и животных, писатель стремится показать такие моменты в их жизни, которые на­ ходят живой отклик в душе читателя, импонируют его светлым устремлениям в жизни, учат ценить дружбу, верность, товарищество. Трогательно и правдиво о дружбе и взаимной помощи рассказыва­ ет писатель в рассказах «Вороны», «Бе­ лянка и ее соседи», «Казарки». О само­ отверженной защите своих птенцов на­ писан рассказ «Ради жизни». • Для художественной манеры Н. Усти­ новича характерно, что в его пейзажах сочетается поэтическое восприятие при­ роды с точной фиксацией малейших де­ талей, причем лирические переживания, не только не мешают наблюдению, но обостряют внимание, помогают заметить и уловить мельчайшие подробности. Повести и рассказы Н. Устиновича прочно вошли не только в детское чте­ ние. Они охотно 'читаются и взрослыми, особенно теми, кто сам любит и умеет чувствовать природу, О. Пелымская. ИССЛЕДОВАНИЕ О СТОЛЕТНЕЙ ЖИЗНИ ИРКУТСКОГО ТЕАТРА В дни, когда Иркутский драматический театр впервые выехал на гастроли в Москву, вышла в свет книга драматур­ га П. Маляревского', поставившая Сво- 1 П, Г. М а л я р е в с к и й . О ч е р к и з и с т о р и и т е а т р а л ь н о й к у л ь т у р ы С и б и р и . Иркутское книжное издательст­ во, 1957, 283 стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2