Сибирские огни, 1958, № 3

ставители книги К. Лисовский и А. Ни- кульков проявили чрезмерное пристра­ стие к авторам, живущим именно в Но­ восибирске, нарушив тем самым в ряде случаев объективную картину развития советской поэзии в Сибири. Если боль­ шинство новосибирских авторов пред­ ставлено в сборнике значительным чис­ лом произведений, то поэтам из других городов Сибири явно не повезло. Так, к примеру, поэзия Ю. Левитанского в кни­ ге представлена только двумя произве­ дениями: «С небогатой солдатской но­ шею» и «Ветеран» — произведениями, не лучшими и не характерными для его творчества последних лет. Не нашли своего отражения на стра­ ницах книги и стихи талантливой лите­ ратурной молодежи, выросшей за пос­ ледние годы в Иркутске, Красноярске, Барнауле. Нельзя не указать и на другие недо­ статки сборника, на допущенную места­ ми явную небрежность при его оформле­ нии. Так, в краткой биографической справке об авторах, вошедших в книгу «Поэзия Сибири», о Юрии Левитанском сказано: «Первый сборник — «Солдат­ ская дорога» — увидел свет в 1942 го­ ду в Иркутске», хотя книга эта появи­ лась в печати на шесть лет позже срока, указанного составителями. В той же биографической справке читаем: «Евге­ ний Березницкий погиб на фронте в самом начале Отечественной войны», а в тексте под его стихотворением «Ходит осень в хороводе» стоит дата— 1946 г. В сообщении об И. Уткине последним и наиболее значительным сборником наз­ ван «Суровый ветер», но составителям остался, очевидно, неизвестен действи­ тельно наиболее полный однотомник его сочинений, изданный в Москве в 1956 году. Наконец, «Поэзии Сибири» недостает, на наш взгляд, добротной вводной статьи, раскрывающей процесс станов­ ления и развития богатой поэтической культуры этого края. И все-таки в заключение нельзя не выразить чувства признательности со­ ставителям сборника, проделавшим,, не­ смотря на отдельные просчеты, большую и нужную работу по созданию пока еще первой поэтической антологии Сибири. Они собрали воедино ранее разрознен­ ные по отдельным книжкам, альманахам, журналам драгоценные слитки поэтиче­ ского слова, накопленные за многие го­ ды. Со Фграниц «Поэзии Сибири» перед читателем развертывается действитель­ но величественная художественная лето­ пись преображенного волей человека обширнейшего и богатого края, оживает насыщенная драматическими событиями его история, талантливые и смелые лю­ ди, его неповторимые и чарующие пей­ зажи. Поэзия Сибири входит как равная в большую советскую поэзию, занима­ ет свое заметное место в общей художе­ ственной сокровищнице русского народа. В. Трушкан. ДВЕ КНИГИ В ОДНОЙ ОБЛОЖКЕ » Сборник стихов томского поэта Вади­ ма Иванова «У нас весна» надо читать дважды .1 При первом чтении — пропу­ стить коротенькое предисловие и начать прямо со стихов. Ведь известно, что та­ кой путь знакомства с новым поэтом — наиболее верный. И, думается, можно заранее сказать: в данном случае читатель не пожалеет об этом знакомстве. В лучших стихах Вадима Иванова он найдет строки, от­ меченные подлинной поэтической зорко­ стью, острым чувством современности, умением найти точное, нужное слово. Вот, например, стихотворение «Мои со­ седи». Поэт рассказывает о самых что нк на есть рядовых советских людях, кото­ рые под вечер на крыльце родного дома ведут разговор: «про урожай, про тру­ додни, 'про все дела на свете». . Не любят пышных фраз они Друзья мои — соседи. Струится свет из их квартир На травяную проседь. Они, признаться, слово «мир» Не часто произносят. Но я свидетельствую (мне Поверьте в самом главном!), Что в целом мире нет мирней Моих соседей славных. Им любы смех и свет зари. Работа, что в руках горит, И сон под мирной крышей... Про воздух много ль говорим? Мы просто все им дышим. Не все гладко в этих строчках. Есть и не совсем удачные рифмы, и тяжело­ ватые словесные построения. Но мысль, вдохновившая автора, глубоко верна и жизненна. И хотя много написано сти­ хов, хороших и плохих, на тему о мире — строки Вадима Иванова звучат в этом хоре как вполне самостоятельный голос. В. Иванов умеет и в других стихах с большой теплотой и художественной до­ стоверностью рисовать образы рядовых тружеников. Много писалось стихов, в том числе и очень большими поэтами, о сельских агрономах. Томский поэт и здесь нашел свое, новое слово, свой по­ ворот темы. И ясизнь лежит пред ним, как поле, И ей, как полю, края нет, — говорит он о своем герое, которому этой весной «стукнуло» всего лишь двадцать лет. Можно назвать еще стихи «Старый лесник», «Кузнец», «Я повстречал сво­ 1 В а д и м И в а н о в . «У нас - ве снш» . Стихи. Томск, 1957, 96 стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2