Сибирские огни, 1958, № 3
не упускает автор возможности полюбо ваться окружающей природой. «Трудно передать,— говорит он ,—не забываемое чувство восторга, которое охватывает меня всякий раз, когда я до стигаю какой-то высоты и вижу своими глазами все то, что еще недавно каза лось недосягаемым. Ради таких минут человеческого торжества над природой стоит идти еще дальше и выше, взби раться на надувы, карабкаться на ска лы, спускаться на дно ущелья». Все книги Гр. Федосеева богаты пре красными пейзажами. Характер работы требовал от него точности и присталь ного внимания при обследовании мест ности, которую изучала экспедиция. «Я достал тетрадь,— нередко читаем мы,— и, усевшись на снег, сделал не сколько зарисовок». Такие деловые зарисовки, несомнен но; сослужили свою службу. Для Гр. Федосеева характерно обилие мастерских пейзажей, написанных с вы соты: «Перед нами впервые открылся Ста новой хребет, застывший чудовищными взмахами земли. Бесконечные гряды гор заполнили широкий горизонт и подняли высоко к небу свои измятые вершины. Всюду видны глубокие провалы, куда стекают снежные обвалы. Словно ги гантским резцом кто-то высек грозные контуры гор, нависших над окаменелы ми потоками». I Здесь не только точно запечатлена картина, открывшаяся с вершины, на которой находится писатель, а в ритме фраз передано величие раскрывшегося перед ним вида. Так же мастерски нарисована картина моря, тоже, несомненно, увиденная с высокой вершины. «Теперь перед нами лежало открытое море. Солнце обливало его потоком ра дужных огней. Бесчисленные гряды се ребристых волн, гонимые холодным вет ром, то набегали одна на другую, то вздымались высоко-высоко, словно дикие кони, то смешивались в гигантский вал и с яростью набрасывались на рифы, преграждавшие подступ к мысу». Немало у Гр. Федосеева и таких за рисовок природы, из которых видна не обычайная зоркость его к мельчайшим деталям. Весенним утром он замечает, что на ветвях деревьев переливаются крохотные «цветные фонарики» и дога дывается, что это «замерзшие вечерние капли влаги» — лучи солнца отражают ся в их поверхности радужным светом. Солнце поднимается выше — фонарики гаснут; капли растаяли. О чем бы ни писал Гр. Федосеев, вид но, что он не только наблюдал то или иное явление, но изучал его, знает при чины его происхождения. «Налетел ветер и яростно набросился на лежащий внизу туман. Всколыхну лось серое море. Оторванные клочья тумана вздымались высоко и там исче зали, растерзанные ветром. Зашевели лись северные тучи и, хмурясь, заво локли небо». Эти точные и эмоционально насыщен ные пейзажи появились в книгах Гр. Фе досеева потому, что он все время вел дневники. Ведь так важно вовремя запи сать меткое слово, неожиданно мельк нувший образ, стремительно пронося щиеся в сознании мысли. Несомненно, из этой драгоценной копилки почерпну ты писателем такие выражения: «стужа запаивает ноздри»,, «никто для нас не промял дороги», «еще не. смолк шелест пробежавшего по снегу табуна», «река, пропилив себе проход, бешеными скач ками летит по дну узкой щели», «доли на, прикрытая теплой шубой лесов», «туча проглотила солнце». Если проследить, какое изобилие эпи тетов, определений, метафор находит ав тор, изображая ветер, не нужно будет уже больше доказывать, как богат сло варь писателя. «Жесткий ветер перевеи вал сыпучий снег»,— пишет он, и за этим видятся крутые склоны гор, ко торые то обнажаются, то покрываются сыпучим, как песок, снегом. «Тайга, ис хлестанная ветром», — говорит писа тель, и перед глазами читателя возника ют накренившиеся деревья, вывернутые корни, вздыбленный бурелом. «Меня прошило ветром»,— рассказывает Федо сеев, и каждый вспомнит, как приходи лось ему зарываться в воротник, завер тывать полы шубы, когда ветер прони зывал насквозь. А сколько картин воз никает, когда читаешь: «Пурга скоблит склоны гор», «Ветер полощет тучи», как отличаются эти злые, могучие ветры от ветерка, который «ершится исподтишка», от «сухого теплого ветра», который «роется в прошлогодней листве». Все книги Гр. Федосеева написаны от первого лица. Это, как известно, таит большие трудности, связывает автора. Нельзя говорить о том, чего не видел сам! Не легко^ бывает обычно в книгах, на писанных от первого лица, отвести себя на второй план. Гр. Федосееву это было важно. Ведь он стремился написать о своих отважных товарищах. О том, что сам автор отзывчив и добр, свидетельствуют и его отношения к Ко ролеву, Пашке, Гурьянычу, Улукиткану и его постоянные заботы о членах экспе диции. Дополняют облик писателя, человека мужественного и волевого, и еще неко торые, не очень заметные на первый взгляд, штрихи. Рассказывая о том, что с перегру женного плота спрыгнул Зудов, автор вскользь добавил: «и уцепился за брев
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2