Сибирские огни, 1958, № 3

его с Ниной изобразил довольно баналь­ но. К тому же для Нины писатель не нашел своих слов, не выразил своего отношения к ней. Это единственный об­ раз в книге, в изображении которого мелькают фальшивые ноты. С большим пониманием детской пси­ хологии нарисован образ мальчугана Пашки. «Слышу, приоткрылась дверь, и в комнату заглянула взлохмаченная голо­ ва с птичьим носом, разрисованным мел­ кими веснушками. Парнишка боком про­ тиснулся в дверь, снял с себя козью до- ?су, бросил у входа». Автор подметил и оттенил его инди­ видуальные черты. Весь его внешний вид и то, как заглянул Пашка в дверь, как он протискивался в « ее , осмотрелся, обличает в нем человека тайги, уже при­ выкшего к ее суровым законам. И есте­ ственно, что во всем, что он делает, проскальзывает желание быть похожим на взрослых. И в то ж е время чувст­ вуется: это еще ребенок. Чай пьет он «долго, вольготно, носом шйыгает, как положено мальчишке, а лошадь понука­ ет солидно: «Ну ты, Кудряшка, шеве­ лись!» А затем тут же по-детски добав­ ляет: «Только уж не беспокойтесь, я де­ душку не подведу, вовремя приедем». «У нас на смолокурне все к краю под­ ходит! Зимовье на подпорках»,— начи­ нает он, явно копируя деда, а потом уже добавляет от ' себя: — «бабушка старенькая да и Кудряшка тоже». Пашка—паренек практического скла­ да. Попав к геодезистам, он пытается разведать: нельзя ли им с дедушкой щенка раздобыть? И ружье его прима- нывает, и охотничья снасть. Пашка хи­ тер, любит, когда не выгодно, отвили­ вать от ответа. Его спрашивают: «Как твои дела в школе?» А учится он плохо, потому отвечает, как будто не слышал: «Вон в тех колках ну и косача же мно­ го!» Ведь знает хитрец, что с ним едут охотники!' Изображая Пашку и его деда Гурья- ныча, рассказывая, как они искали нити паука для теодолита Макаровой, пока­ зывая их заботливое, доброе отношение к экспедиции, автор подчеркивает тес­ ную связь геодезистов с окрестным на­ селением. Таежники понимали, что дело, Которым заняты члены экспедиции, на­ родное дело и всячески их поддержи­ вали. Блестяще написаны «В тисках Джуг- дыра» сцены, посвященные теме друж ­ бы человека с животными. Бойку и Кучума можно назвать героя­ ми книги. Начиная с момента, когда Бойка принесла в зубах и кинула в па­ латку маленький липкий комочек, ока­ завшийся новорожденным щенком, кото­ рого назвали потом Кучумом, кончая волнующими встречами Бойки и Кучу­ ма с заблудившимися членами экспеди­ ции, эти собаки воспринимаются как са­ мые близкие друзья человека. Даже су­ ровый старик Прохор, недолюбливаю­ щий собак,-растрогался, когда выясни­ лось, что Бойка исчезла из лагеря, что­ бы родить, а потом явилась с одним из •своих детенышей. « —Тут, брат, камень растает, а сердце разве выдержит, — говорит Прохор.— Ведь к нам она при­ тащила его, из-за нас, понимаешь, из-за людей кинула собака остальных щенят». Рисуя страшно худую , измученную Бойку, клочья старой шерсти, висящие по бокам, пустые оттянутые соски, на стороженные уши, свинцовые глаза, ав­ тор видит глубокое материнское чувст­ во в ее взгляде, читает пережитые ею страданья и восхищается ее преданно­ стью человеку. Правильно говорит он: «Можно ли придумать более убедитель­ ное доказательство того, что привязан­ ность к людям пересилила материнский инстинкт». Бойка всегда впереди, бес­ страшно кидается на хищных лесных зверей, не раз помогала разыскивать заблудившихся членов экспедиции. И подросший Кучум также нужен лю­ дям. Разыскивая отставшего Мищенко, Федосеев начинает понимать, что заблу­ дился. В этом ему помогает разобраться его верный спутник. «Следом за мной нехотя плетется Кучум. Собака, вероят­ но, инстинктивно понимает, что я не ту­ да иду, что только в густом лесу, возле костра, можно спастись в такую непо­ годь. Ее морда от влажного дыхания покрылась густым инеем. Она часто при­ седает, визжит, как бы пытаясь остано­ вить меня. Иногда отстает и жалобно во­ ет. Но слепая преданность заставляет ее снова и снова идти за мной». Одновременно автор показываёт, как смягчается человек, видя благородные проявления у животных, какие добрые чувства пробуждаются порой при обще­ нии с прирученным лесным зверем. В избушке эвенки Марфы, у которой всегда в окошке, обращенном на доро­ гу, горит огонь, живет козел Борька. Отличается он от диких своих собратьев только тем, что у него на шее повязана голубая лента. Автор пишет об этом Борьке, спокойно расхаживающим по избушке, с таким восторгом, так трога­ тельно изображает привязанность к не­ му маленького Петра и самой Марфы, что и читатель не может не полюбить это доверчивое, легкое, изящное живот­ ное. 4 Жизнелюбие, умение радоваться ок­ ружающей его красоте — одна из ха­ рактерных черт писателя. Несмотря на невероятные трудности, которые приш­ лось преодолеть экспедициям и в Во­ сточных Саянах и на Охотском побе­ режье, никогда не смолкает бодрый тон,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2