Сибирские огни, 1958, № 3
его с Ниной изобразил довольно баналь но. К тому же для Нины писатель не нашел своих слов, не выразил своего отношения к ней. Это единственный об раз в книге, в изображении которого мелькают фальшивые ноты. С большим пониманием детской пси хологии нарисован образ мальчугана Пашки. «Слышу, приоткрылась дверь, и в комнату заглянула взлохмаченная голо ва с птичьим носом, разрисованным мел кими веснушками. Парнишка боком про тиснулся в дверь, снял с себя козью до- ?су, бросил у входа». Автор подметил и оттенил его инди видуальные черты. Весь его внешний вид и то, как заглянул Пашка в дверь, как он протискивался в « ее , осмотрелся, обличает в нем человека тайги, уже при выкшего к ее суровым законам. И есте ственно, что во всем, что он делает, проскальзывает желание быть похожим на взрослых. И в то ж е время чувст вуется: это еще ребенок. Чай пьет он «долго, вольготно, носом шйыгает, как положено мальчишке, а лошадь понука ет солидно: «Ну ты, Кудряшка, шеве лись!» А затем тут же по-детски добав ляет: «Только уж не беспокойтесь, я де душку не подведу, вовремя приедем». «У нас на смолокурне все к краю под ходит! Зимовье на подпорках»,— начи нает он, явно копируя деда, а потом уже добавляет от ' себя: — «бабушка старенькая да и Кудряшка тоже». Пашка—паренек практического скла да. Попав к геодезистам, он пытается разведать: нельзя ли им с дедушкой щенка раздобыть? И ружье его прима- нывает, и охотничья снасть. Пашка хи тер, любит, когда не выгодно, отвили вать от ответа. Его спрашивают: «Как твои дела в школе?» А учится он плохо, потому отвечает, как будто не слышал: «Вон в тех колках ну и косача же мно го!» Ведь знает хитрец, что с ним едут охотники!' Изображая Пашку и его деда Гурья- ныча, рассказывая, как они искали нити паука для теодолита Макаровой, пока зывая их заботливое, доброе отношение к экспедиции, автор подчеркивает тес ную связь геодезистов с окрестным на селением. Таежники понимали, что дело, Которым заняты члены экспедиции, на родное дело и всячески их поддержи вали. Блестяще написаны «В тисках Джуг- дыра» сцены, посвященные теме друж бы человека с животными. Бойку и Кучума можно назвать героя ми книги. Начиная с момента, когда Бойка принесла в зубах и кинула в па латку маленький липкий комочек, ока завшийся новорожденным щенком, кото рого назвали потом Кучумом, кончая волнующими встречами Бойки и Кучу ма с заблудившимися членами экспеди ции, эти собаки воспринимаются как са мые близкие друзья человека. Даже су ровый старик Прохор, недолюбливаю щий собак,-растрогался, когда выясни лось, что Бойка исчезла из лагеря, что бы родить, а потом явилась с одним из •своих детенышей. « —Тут, брат, камень растает, а сердце разве выдержит, — говорит Прохор.— Ведь к нам она при тащила его, из-за нас, понимаешь, из-за людей кинула собака остальных щенят». Рисуя страшно худую , измученную Бойку, клочья старой шерсти, висящие по бокам, пустые оттянутые соски, на стороженные уши, свинцовые глаза, ав тор видит глубокое материнское чувст во в ее взгляде, читает пережитые ею страданья и восхищается ее преданно стью человеку. Правильно говорит он: «Можно ли придумать более убедитель ное доказательство того, что привязан ность к людям пересилила материнский инстинкт». Бойка всегда впереди, бес страшно кидается на хищных лесных зверей, не раз помогала разыскивать заблудившихся членов экспедиции. И подросший Кучум также нужен лю дям. Разыскивая отставшего Мищенко, Федосеев начинает понимать, что заблу дился. В этом ему помогает разобраться его верный спутник. «Следом за мной нехотя плетется Кучум. Собака, вероят но, инстинктивно понимает, что я не ту да иду, что только в густом лесу, возле костра, можно спастись в такую непо годь. Ее морда от влажного дыхания покрылась густым инеем. Она часто при седает, визжит, как бы пытаясь остано вить меня. Иногда отстает и жалобно во ет. Но слепая преданность заставляет ее снова и снова идти за мной». Одновременно автор показываёт, как смягчается человек, видя благородные проявления у животных, какие добрые чувства пробуждаются порой при обще нии с прирученным лесным зверем. В избушке эвенки Марфы, у которой всегда в окошке, обращенном на доро гу, горит огонь, живет козел Борька. Отличается он от диких своих собратьев только тем, что у него на шее повязана голубая лента. Автор пишет об этом Борьке, спокойно расхаживающим по избушке, с таким восторгом, так трога тельно изображает привязанность к не му маленького Петра и самой Марфы, что и читатель не может не полюбить это доверчивое, легкое, изящное живот ное. 4 Жизнелюбие, умение радоваться ок ружающей его красоте — одна из ха рактерных черт писателя. Несмотря на невероятные трудности, которые приш лось преодолеть экспедициям и в Во сточных Саянах и на Охотском побе режье, никогда не смолкает бодрый тон,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2