Сибирские огни, 1958, № 3
ва. Памятником об этой схватке чело века с природой осталась на зубчатой громаде Джугдурского хребта скромная пирамида. Не менее трудным был путь группы, задержавшейся из-за несчастья с Коро левым, к отряду Лебедева, уже присту пившему к работе. Наледи то «пухли жидким тестом», то расползались по ущелью, то превращались в окаменев шие, скользкие глыбы. На обратном пути их подкараулило и совсем непред виденное: ослеп проводник Улукиткан. С большим трудом отряд выходит на соединение с вернувшимся после болез ни в горы Королевым. Одновременно в экспедиции происхо дит немало курьезных, веселых и ра достных событий. В бригаде Макаровой остановилась работа — нет тонких ни тей для теодолита. Пытливый мальчуган Пашка, внук колхозного смолокура Гурьяныча, привозит груду спичечных коробок с пауками и выручает Мака рову. В походе родится олененок. Из-за того, что мать спрятала его от людей, задерживается выступление отряда. Ко ролев после двухлетнего перерыва по лучает письмо от Нины. Она пишет, что готова к нему приехать навсегда. Все герои книги «В тисках Джугды- ра» -— реальные люди. Одни из них, как, например, К. Р. Лебедев, Т. В. Пуга чев, и сейчас продолжают работать в геодезических отрядах, некоторых уже нет в живых. Важно, что это не выду манные герои, что автор не отказался от документальности, не остановился перед трудностями, которые возникают, когда пишешь о знакомом человеке. Первым планом Гр. Федосеев дает героев, которые появляются вновь: про водника из эвенкийского колхоза Улу- киткана, молодого техника Трофима Ко ролева, внука колхозного смолокура Пашку. «Старые знакомые» — Лебедев, Пу гачев, Мищенко, — отходят на второй план. Чутье автора правильно подска зало ему, что не нужно их ставить в центре событий. Главное о них уже ска зано. И все же жаль, что слишком ску по говорит о них писатель. Ведь не каж дый читал «Мы идем по Восточному <Саяну»! Образы Улукиткана, Королева, Паш ки дают повод говорить о возросшем ма стерстве автора. Читая о скромном восьмидесятилет ием проводнике Улукиткане из эвенкий ского колхоза, невольно вспоминаешь Д ерсу Узала, проводника В. К. Арсенье ва по Приморскому краю. Улукиткана и Дерсу роднит радушие, доброта, любо знательность и прекрасное знание тайги. Подкупает в Улукиткане необыкно венно чистая, доверчивая любовь к лю- 12. «Сибирские огни» № 3. дям, животным, к окружающей его с детских лет природе. Создавая его образ, писатель в каждом проявлении видит эти' черты. Они отражаются и на внеш ности Улукиткана. «Он стоял перед нами бесхитростный, маленький, полный покорности. Его темно-серые глаза, прятавшиеся глубоко за узкими разрезами век и, вероятно, видевшие многое за долгие годы жизни, теплились неподдельной добротой. Что- то подкупающее было в его манере дер жаться с незнакомыми людьми и в том спокойствии, с каким он встретил нас». Это не фотография, не эскизная зари совка, это портрет, написанный писате лем, проникшим в душу героя, озарен ный внутренним светом. Старенькая, изрядно поношенная дошка, загрубевшая от ветра, снега и костров, в которую одет Улукиткан, рассказывает о его прошлой тяжелой жизни, о непритязательности ее хозяи на. Его манера ходить «нараспашку», подставляя грудь ветру, — Улукиткан всерьез ув ер ен , .' что «сердце грудь греет», — говорит о его выносливости. И шапка из кабарожьих лапок, которая «копной лежит на голове», — еще один штрих для подтверждения того, что старик всю жизнь прожил в лесу и сам стал как бы принадлежностью тайги. Эту мысль автор развивает дальше, когда описывает, как Улукиткан, охо тясь на сокжоев, превращается в пень. Писатель в недоумении: «истинно пень, — и слева, и справа, как ни по верни, пень да и только! Присматрива юсь: котомка — нарост; ствол ружья — сучок; дошка, как кора, да и сфи он так схилился на правый бок, что никак не отличишь от пня». И такая деталь, как меховые чехлы, сшитые из мягких собачьих шкур, кото рые Улукиткан надевает на лыжи, что бы бесшумно красться за зверем, и кар та хребтов и- ключей, которую старик выкладывает из веток и прутиков на разостланном брезенте, и то, как-он чи тает книгу леса: по шерстинке, пристав шей к коре, да по царапине на дереве, угадывая, что здесь два сохатых дра лись за матку,— убеждают, что это лес ной человек, превосходный следопыт, искусный охотник. Он по-своему образован. Веточка, ос тавленная на покинутом стойбище, рас сказывает ему, куда ушел хозяин. По тому, как шумит лес, Улукиткан угады вает, какая будет погода. «Перед бурей или стужей тайга стонет, как старые люди. Худо ей тогда, ой, как худо, ло мается она, мерзнет, пропадает. А перед солнечным днем щумит она славно, дале ко слышно». Мороз, по его наблюдени ям, предвещают звезды, если их много и все играют. Не пытаясь воспроизвести, как Улу-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2