Сибирские огни, 1958, № 3
дить бурные потоки, терпеливо перено сить лишения, жить трудом и борьбой— вот какими качествами отличается этот человек», — говорит автор про Пугаче ва и тут же добавляет: «В лагере он скромный, застенчивый, всегда готовый к услугам, в походе же беспощадный, верткий, живой, волевой, способный удивить любого смельчака». Такое, перечисление черт характера, разумеется, не создает образа. И только рассказав затем, как Пугачев распреде лял груз между членами экспедиции пе ред подъемом на белок, писатель дал чи тателю живое о нем представление. «После обеда стали собираться на подъем. Командовал Трофим Василье вич. Он суетился, распределял груз и покрикивал на людей. Решили вначале вынести на белок цемент, железо, песок, инструменты, продукты и уже после, по наторенной тропе, втаскивать лес. — Ну-ка, Арсений, встань рядом, — обратился Пугачев к Кудрявцеву, вы прямляясь перед ним во весь рост. — Видишь, ты выше меня на целую голо ву. Вот я тебе с полведерка цемента и прибавлю в поняжку... — Ой-ой-ой! Да ведь этак и хребет поломать можно. — А ты посошок возьми, подпирать ся будешь и не поломаешь, — продол жал Пугачев. — Вот посмотри на Про копия, как завидует твоей поняжке... Предстоял тяжелый подъем по ска листому склону хребта... Наконец все готово. Трофим Василье вич неожиданно подошел к Кудрявцеву и обменялся поняжками. Тот запротестовал было: — Как можно?! Уж я сам как-нибудь. — Я-то пензенский, — сказал ему Пугачев, — у нас спины без хруста». Эта сцена дает не только представле ние о Пугачеве, она рисует коллектив и обстановку работы. Здесь уже уместны резюмирующие слова автора. «Трофим Васильевич хотя и был по росту самым маленьким из участников экспедиции, но по горам ходил хорошо и всегда впереди. Теперь, зная, что за его плечами очень тяжелый груз, мы не отставали от него. Самый маленький че ловек бросил вызов таким гвардейцам, как Днепровский, Бурмакин, Лебедев, Курсинов... Словом, Пугачев решил ис пытать свои и наши силы». Говоря о Прокопии Днепровском, ав тор, к сожалению, ограничился только такой характеристикой: «Днепровский, прекрасный охотник и хороший следопыт, уже много лет был членом экспедиции. Еще в 1934 году, когда мы вели дорогу в Забайкалье, скромному, трудолюбивому колхознику из поселка Харагун понравилась экспе диционная жизнь. Он понял, что может принести пользу родине своими знания ми природы, и остался на долгие годы с нами. Многолетний опыт развил у Днеп ровского «шестое чувство», благодаря которому он никогда не плутал в тайге и в горах и не раз выручал нас из беды...» Это стремление давать обобщающие характеристики героям иногда в допол нение к картинам из их жизни, иногда вместо живого их изображения, говорит о недостаточной уверенности автора в себе. И скажем прямо — от неопытно сти писателя.. Видимо, еще труднее было автору овладеть композицией. Почувствовав себя писателем, он не перестал быть ис следователем. Стремясь поделиться бо гатым опытом, он рассказывает о на блюдениях над животными, встреченны ми в тайге, об образовании озер, на правлении хребтов, наконец, просто дает практические советы о том, как надо вьючить в походе лошадей, коп тить мясо, делать лодки-долбленки. Изображение волнующих и динамич но развивающихся событий во время похода по тайге часто прерывается по добными авторскими отступлениями. Все это результат внутренней борьбы, кото рая происходит между Федосеевым- художником и Федосеевым-ученым. Ведение дневников, как известно, вменяется в обязанность руководителям научных экспедиций. Это, конечно, днев ники совсем иного типа, чем те, кото рые ведут писатели. И Гр. Федосеев, по собственному его признанию, примерно через восемь лет после того, как начал вести дневник, стал делать такие запи си, которые стали затем подспорьем при создании художественных произведе ний. Благодаря тому, что Гр. Федосеев прошел серьезную научную подготовку, его книги насыщены богатым познава тельным материалом. Это их несомнен ное достоинство. Но в «Восточных Сая нах» писатель еще не всегда находит форму для подачи этого материала. Иногда в художественный текст врыва ются строки из научного трактата. Иногда он просто пишет:. «Здесь я должен прервать свое повествование и сказать несколько слов о названиях рек и хребтов этой части Восточного Саяна...». «Думаю, будет не лишне ска зать несколько слов о том, как мы коп тили (мясо), может быть, исследовате лям и юным путешественникам приго дится этот способ сохранения продук тов». Такие деловые описания тормозят действие, сушат текст и, несомненно, ослабляют впечатление. Своеобразие Гр. Федосеева состоит и в умении прекрасно изображать лесных зверей и домашних животных. До какой степени увлекался писатель, наблюдая вблизи обитателей тайги, видно из слов героя его книг, постоянного спутника во
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2