Сибирские огни, 1958, № 3

«Тяжело расставаться с Саянами, с их дикой природой, с курчавыми хреб­ тами и с мрачными ущельями, по дну которых бегут неуемные ключи»,— запи­ сал Гр. Федосеев в своем дневнике. Лишь мысль о том, что первая часть по­ ставленной перед экспедицией задачи выполнена, утешает его. Они проникли в глубину гор. Поставили вехи на пути тех, кто пойдет следом. Случайная встреча решила судьбу экспедиции. Она натолкнулась на охот­ ничье зимовье. При помощи живших там людей установили связь с Новосибир­ ском. Пополнив запасы продовольствия и снаряжения, экспедиция вновь углуби­ лась в Саяны. В эту нехитрую сюжетную схему вло­ жено глубокое содержание. Только дове­ рие друг к другу, товарищеская спайка, выносливость и находчивость, мужество и отвага, опыт, накопленный годами, помогли не растеряться в трудные ми­ нуты, с полным самообладанием продол­ жать работу. Только крепкий, спаянный коллектив в состоянии вынести подоб­ ные испытания и выйти победителем из схватки с суровой природой. В книге «Мы идем по Восточному Сая- ну» Гр. Федосеев создал ряд запомина­ ющихся образов. Он еще не владеет искусством создания характеров. Но умело отбирает детали, останавливает­ ся на таких моментах, которые дают Представление о внутреннем облике ге- роя. 60-летний проводник экспедиции Па­ вел Назарович Зудов — один из наибо­ лее ярких образов книги. И то, как Зу ­ дов готовит себе постель, подстелив под бока хвои и бросив в изголовье «поле­ но», как несется он с горы на лыжах, пригибаясь к земле на крутых спусках, наклоняясь в сторону на поворотах, как легко спрыгивает с крутого уступа, как хватается за ветки черемухи после того, как под ним упал конь во время пере­ правы, — все это говорит, что он бы­ валый таежник, сильный, смелый, упор­ ный человек. Это представление под­ крепляется и словами его жены, старуш­ ки, приговаривающей при расставании: «Видно, уж на роду у него написано за­ кончить жизнь не дома, а где-нибудь в Березовом ключе или Паркиной речке». Другой его герой, Михаил Бурмакин, обладал необыкновенной физической си­ лой. Кобыла Маркиза увязла в грязи. «—Стало быть, я сейчас с ней по­ говорю, — сказал Бурмакин, протиски­ ваясь вперед». Он отстегнул подпруги и взвалил на себя весь вьюк вместе с седлом, а затем перепоясал себе грудь поводом, поставил пошире короткие ноги и, несмотря на яростное сопротивление Маркизы, «вы­ волок ее вместе с валежником и болот­ ной тиной на берег». Все это было сделано так просто, ве­ село, без всякой рисовки, что Бурмакин в этой сцене предстал как очень про­ стой, спокойный, добродушный чело­ век. Нашел автор живые штрихи и при изо­ бражении своего помощника Мешкова, которому было поручено забросить груз- на самолетах в глубь тайги. Неожидан­ но в апреле начался ледоход. Снег ста­ ял. Самолеты могли подняться только на колесах, а садиться в горах нужно было на лыжах. И груз остался лежать мертвым кладом. Мешков догоняет экс­ педицию, чтобы предупредить об опас­ ности! Рисуя его изнуренным долгой, тяже­ лой дорогой, в изорванной одежде, в разбитых сапогах, с больной рукой, автор подчеркивает, что почерневшее лицо Мешкова было спокойным, и это спокойствие шло от сознания, что он сде­ лал все от него зависящее. Мужество- и стойкость Мешкова проявились и во время его болезни (гангрена), а особенно в момент фантастической операции в; лесу под кедром, когда ему отрезали большой палец охотничьим ножом, заме­ нившим хирургические инструменты. И в последнюю минуту жизни он остался верен себе. Видя, что лодка, в которой сидят его товарищи, может пе­ ревернуться, он предупредил их о гро­ зящей опасности. Тот миг, когда он обернулся, чтобы сказать об этом, решил его судьбу. Он разбился о камни. Не предупреди он товарищей, мог бы сам остаться в живых. Но не трагедийные мотивы привле­ кают автора. Невзирая на все трудности, его герои не унывают, находят время, чтобы повеселиться, подбодрить друг друга. Жизнелюбие дружного коллектива наиболее ярко проявлено в образе моло­ дого повара комсомольца Алексея Лазарева. Он очень заботится о том, чтобы вкусно покормить товарищей, но часто попадает впросак. От души хотел порадовать их Алексей праздничными: первомайскими куличами. Он так гото­ вился к этому дню, но заснул рядом с квашней, и куличи тестом расползлись по палатке. Рассказывая о переживаниях молодо­ го повара, которому не из чего гото­ вить, — кончились запасы продовольст­ вия,— автор рисует, как Алексей в одну из самых трудных минут решил повесе­ лить товарищей игрой на губной гар­ мошке: «отвлекитесь от тяжелых мыс­ лей, дорогие друзья!». Этот же «неудач-, ник» и весельчак у разграбленного мед­ ведем лабаза первым предлагает не от­ ступать. Экспедиция продолжает свой путь, Алексей вместе со всеми проявля­ ет упорство, настойчивость и крепкую, боевую закалку. Справедливости ради следует сказать, что не всегда автор умело рисует своих героев. «Быть первым на вершине пика, бро­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2