Сибирские огни, 1958, № 3
«Тяжело расставаться с Саянами, с их дикой природой, с курчавыми хреб тами и с мрачными ущельями, по дну которых бегут неуемные ключи»,— запи сал Гр. Федосеев в своем дневнике. Лишь мысль о том, что первая часть по ставленной перед экспедицией задачи выполнена, утешает его. Они проникли в глубину гор. Поставили вехи на пути тех, кто пойдет следом. Случайная встреча решила судьбу экспедиции. Она натолкнулась на охот ничье зимовье. При помощи живших там людей установили связь с Новосибир ском. Пополнив запасы продовольствия и снаряжения, экспедиция вновь углуби лась в Саяны. В эту нехитрую сюжетную схему вло жено глубокое содержание. Только дове рие друг к другу, товарищеская спайка, выносливость и находчивость, мужество и отвага, опыт, накопленный годами, помогли не растеряться в трудные ми нуты, с полным самообладанием продол жать работу. Только крепкий, спаянный коллектив в состоянии вынести подоб ные испытания и выйти победителем из схватки с суровой природой. В книге «Мы идем по Восточному Сая- ну» Гр. Федосеев создал ряд запомина ющихся образов. Он еще не владеет искусством создания характеров. Но умело отбирает детали, останавливает ся на таких моментах, которые дают Представление о внутреннем облике ге- роя. 60-летний проводник экспедиции Па вел Назарович Зудов — один из наибо лее ярких образов книги. И то, как Зу дов готовит себе постель, подстелив под бока хвои и бросив в изголовье «поле но», как несется он с горы на лыжах, пригибаясь к земле на крутых спусках, наклоняясь в сторону на поворотах, как легко спрыгивает с крутого уступа, как хватается за ветки черемухи после того, как под ним упал конь во время пере правы, — все это говорит, что он бы валый таежник, сильный, смелый, упор ный человек. Это представление под крепляется и словами его жены, старуш ки, приговаривающей при расставании: «Видно, уж на роду у него написано за кончить жизнь не дома, а где-нибудь в Березовом ключе или Паркиной речке». Другой его герой, Михаил Бурмакин, обладал необыкновенной физической си лой. Кобыла Маркиза увязла в грязи. «—Стало быть, я сейчас с ней по говорю, — сказал Бурмакин, протиски ваясь вперед». Он отстегнул подпруги и взвалил на себя весь вьюк вместе с седлом, а затем перепоясал себе грудь поводом, поставил пошире короткие ноги и, несмотря на яростное сопротивление Маркизы, «вы волок ее вместе с валежником и болот ной тиной на берег». Все это было сделано так просто, ве село, без всякой рисовки, что Бурмакин в этой сцене предстал как очень про стой, спокойный, добродушный чело век. Нашел автор живые штрихи и при изо бражении своего помощника Мешкова, которому было поручено забросить груз- на самолетах в глубь тайги. Неожидан но в апреле начался ледоход. Снег ста ял. Самолеты могли подняться только на колесах, а садиться в горах нужно было на лыжах. И груз остался лежать мертвым кладом. Мешков догоняет экс педицию, чтобы предупредить об опас ности! Рисуя его изнуренным долгой, тяже лой дорогой, в изорванной одежде, в разбитых сапогах, с больной рукой, автор подчеркивает, что почерневшее лицо Мешкова было спокойным, и это спокойствие шло от сознания, что он сде лал все от него зависящее. Мужество- и стойкость Мешкова проявились и во время его болезни (гангрена), а особенно в момент фантастической операции в; лесу под кедром, когда ему отрезали большой палец охотничьим ножом, заме нившим хирургические инструменты. И в последнюю минуту жизни он остался верен себе. Видя, что лодка, в которой сидят его товарищи, может пе ревернуться, он предупредил их о гро зящей опасности. Тот миг, когда он обернулся, чтобы сказать об этом, решил его судьбу. Он разбился о камни. Не предупреди он товарищей, мог бы сам остаться в живых. Но не трагедийные мотивы привле кают автора. Невзирая на все трудности, его герои не унывают, находят время, чтобы повеселиться, подбодрить друг друга. Жизнелюбие дружного коллектива наиболее ярко проявлено в образе моло дого повара комсомольца Алексея Лазарева. Он очень заботится о том, чтобы вкусно покормить товарищей, но часто попадает впросак. От души хотел порадовать их Алексей праздничными: первомайскими куличами. Он так гото вился к этому дню, но заснул рядом с квашней, и куличи тестом расползлись по палатке. Рассказывая о переживаниях молодо го повара, которому не из чего гото вить, — кончились запасы продовольст вия,— автор рисует, как Алексей в одну из самых трудных минут решил повесе лить товарищей игрой на губной гар мошке: «отвлекитесь от тяжелых мыс лей, дорогие друзья!». Этот же «неудач-, ник» и весельчак у разграбленного мед ведем лабаза первым предлагает не от ступать. Экспедиция продолжает свой путь, Алексей вместе со всеми проявля ет упорство, настойчивость и крепкую, боевую закалку. Справедливости ради следует сказать, что не всегда автор умело рисует своих героев. «Быть первым на вершине пика, бро
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2