Сибирские огни, 1958, № 3

«ского Союза, и я стремился информиро­ вать его о радостных делах в нашей му­ жавшей стране. Вскоре я получил от ве­ ликого писателя ответ, в котором были тйкие строки: «Статью «Факты...» посылаю в редак­ цию журнала «Наши достижения», как «образец тех сводок, которые должны печататься в «хронике». После этого я особенно внимательно стал перечитывать первые номера горь­ ковского журнала «Наши достижения». Привлекла самая его идея — системати­ ческий показ уже завоеванного, захваты­ вали очерки о стройках первой пяти­ летки. Положительная оценка Алексеем Мак­ симовичем моей статьи «Факты...» по­ служила одной из причин подготовки мною книжки «Дедовские порядки на пересмотр» (написана совместно с умер­ шим в 1939 году стари^м-отцом, сель- | кором «Бедноты»), Я послал эту книжку Алексею Мак­ симовичу и с тревогой ожидал его отзы­ ва, сознавая несовершенство своего пер­ вого литературного труда. Однако и на этот раз ответ пришел не только быстрый, но и очень /подробный: две больших страницы на пишущей ма­ шинке! Оказалось, что небольшая книж­ ка селькоров обрадовала Горького. 7 ап­ реля 1929 года он писал. «Очень понравилась мне ваша, ува­ жаемые товарищи, книжка о необходи­ мости пересмотра дедовских порядков. Хорошая книжка и написана хорошо — просто, убедительно. Так просто и «ду­ шевно» могут и умеют говорить с людь­ ми только искренние друзья их, люди, которые не только на словах желают добра трудовому народу, но и умеют де­ лать доброе ему. Особенную цену и значительность при­ дает книжке то, что одному из ее авто­ ров 60 лет и что сам он, будучи дедом, не только беспощадно критикует дедов­ ские порядки, а и указывает средства «борьбы с ними. Такому учителю должен верить каждый разумный и честный крестьянин, великий наш работник на земле, призванный историей построить для себя свободное, новое государство трудового народа. Не легкое время переживает трудовой народ, но когда же он легко-то жил? Од­ нако до Ленинской революции он жил в каторжной работе на хищников и за­ хребетников, жил так, что он «один с сошкой», а за ним «семеро паразитов с ложкой», жил не по своей воле, а как приказывали. Теперь начинает он жить так, как надо— хозяином всей своей стра­ ны, строителем совершенно другой, но­ вой культуры. Это очень трудная по­ стройка, до советских крестьян и рабо­ чих никто еще не пытался, не смел и начинать ее. Понятно, что в деле новом люди не могут не ошибаться, но за эти ошибки строителям некого винить, кро­ ме самих себя. И вы, товарищ, правильно указали на 67-й странице книжки вашей на одну из таких вреднейших ошибок, на ошибку тех крестьян, которые понимают рево­ люцию, «как освобождение от добросо­ вестной работы, как возможность по­ жить «барами». Эта ошибка тем вредна, что желание поскорее стать «барами» может сделать людей труда снова ба­ ранами, как они были до революции, когда кто хотел, тот и стриг с них шерсть. О барстве мечтать рано, прежде надо научиться работать так, чтобы земля да­ вала в десять раз больше того, что она дает, а это — можно, ведь европейский крестьянин умеет заставить землю рабо­ тать на него, как хочет он, а земли у не­ го — меньше и земля хуже. Мы добьем­ ся на земле нашей лучших результатов, если, при дружной помощи ученых — знаниями, рабочих — машинами, кре­ стьянство начнет обрабатывать землю свою разумно и умело. Народ растет, становится умнее, идет к великой цели своей все быстрее, Вот нанднях я получил письмо от 17 марта Уфимского кантона. Человек пишет мне: «Сейчас крестьянство справляет в Бла­ говещенском заводе масляницу, но это — уже слабый намек на то, что было всего четыре-пять лет назад — тогда масляница не приходила хотя бы без од- ного-двух убийств и многих увечий, а в этом году даже порядочно выпившего и горланящего песни не часто встретишь. Это создает новая наша общественность. Вчера в нашем городе ставили, второй уже раз за эту зиму, «Свадьбу Кречин- ского» — и народу полно. Кто раньше умел играть и хотел смотреть в деревнях «Свадьбу Кречинского»? Такие письма приходят все чаще и — великую радость приносят они мне, то­ же — дедушке. Если б собрать их, да напечатать, большая, светлая книга по­ лучилась бы, радостная книга. Было бы хорошо, товарищ Новиков- дед, если бы вы написали еще книжку, подробно рассказав крестьянству о ва­ шем житейском опыте, о великом труде жизни вашей. Напишите-ка! Сердечно благодарю вас за то, что прислали мне «Дедовские порядки». Еще раз скажу: ценная книжка. От всей души желаю вам здоровья и бодрости духа. Такие люди, как вы, да сын ваш — до­ рого стоят. И нужны они нашей стране, трудовому народу ее так же, как солнце и хлеб». Алексей Максимович искренне радо­ вался массовой коллективизации дерев­ ни, всей душой стоял за высшую форму производственной кооперации — кол­ хозы.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2