Сибирские огни, 1958, № 3
«ского Союза, и я стремился информиро вать его о радостных делах в нашей му жавшей стране. Вскоре я получил от ве ликого писателя ответ, в котором были тйкие строки: «Статью «Факты...» посылаю в редак цию журнала «Наши достижения», как «образец тех сводок, которые должны печататься в «хронике». После этого я особенно внимательно стал перечитывать первые номера горь ковского журнала «Наши достижения». Привлекла самая его идея — системати ческий показ уже завоеванного, захваты вали очерки о стройках первой пяти летки. Положительная оценка Алексеем Мак симовичем моей статьи «Факты...» по служила одной из причин подготовки мною книжки «Дедовские порядки на пересмотр» (написана совместно с умер шим в 1939 году стари^м-отцом, сель- | кором «Бедноты»), Я послал эту книжку Алексею Мак симовичу и с тревогой ожидал его отзы ва, сознавая несовершенство своего пер вого литературного труда. Однако и на этот раз ответ пришел не только быстрый, но и очень /подробный: две больших страницы на пишущей ма шинке! Оказалось, что небольшая книж ка селькоров обрадовала Горького. 7 ап реля 1929 года он писал. «Очень понравилась мне ваша, ува жаемые товарищи, книжка о необходи мости пересмотра дедовских порядков. Хорошая книжка и написана хорошо — просто, убедительно. Так просто и «ду шевно» могут и умеют говорить с людь ми только искренние друзья их, люди, которые не только на словах желают добра трудовому народу, но и умеют де лать доброе ему. Особенную цену и значительность при дает книжке то, что одному из ее авто ров 60 лет и что сам он, будучи дедом, не только беспощадно критикует дедов ские порядки, а и указывает средства «борьбы с ними. Такому учителю должен верить каждый разумный и честный крестьянин, великий наш работник на земле, призванный историей построить для себя свободное, новое государство трудового народа. Не легкое время переживает трудовой народ, но когда же он легко-то жил? Од нако до Ленинской революции он жил в каторжной работе на хищников и за хребетников, жил так, что он «один с сошкой», а за ним «семеро паразитов с ложкой», жил не по своей воле, а как приказывали. Теперь начинает он жить так, как надо— хозяином всей своей стра ны, строителем совершенно другой, но вой культуры. Это очень трудная по стройка, до советских крестьян и рабо чих никто еще не пытался, не смел и начинать ее. Понятно, что в деле новом люди не могут не ошибаться, но за эти ошибки строителям некого винить, кро ме самих себя. И вы, товарищ, правильно указали на 67-й странице книжки вашей на одну из таких вреднейших ошибок, на ошибку тех крестьян, которые понимают рево люцию, «как освобождение от добросо вестной работы, как возможность по жить «барами». Эта ошибка тем вредна, что желание поскорее стать «барами» может сделать людей труда снова ба ранами, как они были до революции, когда кто хотел, тот и стриг с них шерсть. О барстве мечтать рано, прежде надо научиться работать так, чтобы земля да вала в десять раз больше того, что она дает, а это — можно, ведь европейский крестьянин умеет заставить землю рабо тать на него, как хочет он, а земли у не го — меньше и земля хуже. Мы добьем ся на земле нашей лучших результатов, если, при дружной помощи ученых — знаниями, рабочих — машинами, кре стьянство начнет обрабатывать землю свою разумно и умело. Народ растет, становится умнее, идет к великой цели своей все быстрее, Вот нанднях я получил письмо от 17 марта Уфимского кантона. Человек пишет мне: «Сейчас крестьянство справляет в Бла говещенском заводе масляницу, но это — уже слабый намек на то, что было всего четыре-пять лет назад — тогда масляница не приходила хотя бы без од- ного-двух убийств и многих увечий, а в этом году даже порядочно выпившего и горланящего песни не часто встретишь. Это создает новая наша общественность. Вчера в нашем городе ставили, второй уже раз за эту зиму, «Свадьбу Кречин- ского» — и народу полно. Кто раньше умел играть и хотел смотреть в деревнях «Свадьбу Кречинского»? Такие письма приходят все чаще и — великую радость приносят они мне, то же — дедушке. Если б собрать их, да напечатать, большая, светлая книга по лучилась бы, радостная книга. Было бы хорошо, товарищ Новиков- дед, если бы вы написали еще книжку, подробно рассказав крестьянству о ва шем житейском опыте, о великом труде жизни вашей. Напишите-ка! Сердечно благодарю вас за то, что прислали мне «Дедовские порядки». Еще раз скажу: ценная книжка. От всей души желаю вам здоровья и бодрости духа. Такие люди, как вы, да сын ваш — до рого стоят. И нужны они нашей стране, трудовому народу ее так же, как солнце и хлеб». Алексей Максимович искренне радо вался массовой коллективизации дерев ни, всей душой стоял за высшую форму производственной кооперации — кол хозы.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2