Сибирские огни, 1958, № 3
сквы в Астрахань, с Кавказа в Си бирь...» (т. 30 , стр. 17). Ч Известно, что Алексей Максимович «твердо планировал поездку в Сибирь» в 1929 году, а в 1936 году он настойчи во заявлял: «Нет, я должен обязательно побывать в Сибири». Громадная общественная и литера турная работа, не дававшая возможности отвлечься на долгое время — а поездка в Сибирь требовала тогда длительного времени,— вот что помешало великому другу Сибири побывать в дорогих ему местах. Но до конца жизни он считал дорогу за Урал своей дорогой, и мечту о ней оборвала только смерть. Связи Горького с Сибирью были по стоянными и прочными, они не прекра щались даже в самые тяжелые годы. ' Чем объяснить неизменную привязан ность Алексея Максимовича к Сибири? Сибирь была родиной его отца Максима Савватиевича, ушедшего в семнадцати летнем возрасте из Тобольска от жесто кого деда Савватия Пешкова. О Сибири много рассказывали Горькому вернув шиеся в Россию сибирские ссыльные— М. Ромась, В. Короленко, П. Заломов, А. Калюжный и многие другие. И все же не эти личные отношения с людьми, знавшими и любившими Си бирь, определили своеобразную страсть писателя. В Сибири Горький видел не только край с оригинальным прошлым, превра щенный царским правительством «в гиб лое место», в район страданий «винова той России», но и страну величайших перспектив и возможностей. Герой одно го горьковского очерка сравнивает Си бирь с выменем симментальской коровы, которую не умеют доить. Землей, «жа ждущей человека», называет Сибирь один из персонажей «Жизни Клима Сам- гина». Такой она была и для Горького — землей, требующей труда, творчест ва, исследовательских изысканий, спо собных открыть величайшие богатства, таящиеся в земле сибирской, и поставить их на службу человеку. Еще на нижего родской выставке 1896 года он познако мился с рудными сокровищами За уралья и понял, как необъятны .возмож ности Сибири. Ему было обидно видеть на карте нашей страны огромнейшую об ласть плохо заселенной, когда города попадаются редко, «как куски мяса в супе нищего». И он старался делать все возможное, чтобы содействовать матери альному и духовному расцвету необъ ятного сибирского края. Горький поддерживал связь с ссыль ными революционерами в Сибири. Он посылал в Сибирь литературу, 16 апре ля 1904 года Алексей Максимович пй- шет Е. П. Пешковой: «Книги в Читу еще не посланы, на-днях отправим»1. То же письмо свидетельствует о хорошей ос- 1 Архив А. М. Горького, т. 5, стр. 112. ведомленности Горького в делах сибир ской ссылки. Он сообщает о факте, имевшем место -в Якутске, когда боль шая группа ссыльных оказала вооружен ное сопротивление властям и с 18 фев раля по 7 марта 1904 года выдержива ла осаду солдат, казаков и полиции. Горький держал связь с сосланным в Сибирь сормовским рабочим Петром За ломовым. Невеста П. Заломова Жозефи на Эдуардовна Гашер была приглашена Горьким в январе 1903 года на москов скую квартиру, и Алексей Максимович обещал передать Петру Заломову, что он «поможет ему организовать побег из ссылки»1. Свое обещание писатель вы полнил. Горький решительно выступал про тив попыток буржуазной литературы опорочить ссыльных революционеров, которым жилось действительно тяжело, но которые не теряли веру в победу сво его дела. Он с негодованием отверг ро ман декадента А. Ремизова «Пруд», jb котором, как и в рассказе этого же авто ра «Новый год», ссыльные революционе ры в Сибири изображены людьми мо рально опустившимися, живущими мел кой жизнью, погрязшими в пьянстве, склоках и т .п. Он писал автору: «Порою — прямо противно читать — так это грубо, нездорово, уродливо, и — наме ренно уродливо, вот что хуже всего» (т. 28, стр. 377). Помимо революционной деятельности, которую вели в Сибири ссыльные, Горь кий высоко ценил их научную работу по изучению края, отмечая, что «политиче ская ссылка внесла в дело познания Си бири довольно много ценного»2. И вер же писатель считал, что ссыльные в дол гу перед Сибирью. Горький упрекал ли тераторов, отбывших сибирскую сейш- ку, в недостаточном внимании к изуче нию края. Об этом он писал, между про чим, в Томск В. Н. Наумовой-Широких в связи с намерением последней напи сать книгу мемуаров. «Это было бы крайне хорошо, ибо о Сибири, о ее обще ственной жизни «русские» мало знают. Да и знали мало, невзирая на то, что са модержавие обильно выгоняло в Сибирь людей грамотных. Но и они оказались «ленивы, не любопытны» (т. 30 , стр. 4 2 4— 425). Горькому импонировал тип сибиряка, который в его художественных произве дениях, письмах и устных высказывани ях мало похож на ту мрачную и озлоб ленную фигуру, которая вставала со стра ниц книг некоторых литераторов, писав ших о Сибири. В рассказе «Ма-алень- кая!», в «Жизни Матвея Кожемякина», в воспоминаниях об Ив. Вольнове, в «Жизни Клима Самгина» и др. сибиря- 1 М. Горький в эпоху революции 1905— 1907 годов. Академия наук СССР, М., 1957, стр. 73. 2 Об. «Горький и Сибирь», Иркутск, 1949, стр. 114.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2