Сибирские огни, 1958, № 3

О ТЕХ, КТО НАС ОДЕВАЕТ 151 ны и прессы могли простаивать 50 про­ центов рабочего времени, то теперь они используются на полную мощность. — Результаты перестройки налицо, — улыбается Коршунова.— Раньше цех выпускал 83 мужских костюма в смену, теперь их сходит с конвейера 166. А че­ рез некоторое время будет 173. Улучшилось и качество. Раньше пид­ жак, самая трудная часть костюма, ни­ как не удавался. Борт выглядел пухлым, «неживым», как говорят на фабрике. Теперь борт имеет элегантный вид, он хорошо отпрессован, нигде не морщит. Пиджак «дышит». В четвертом цехе введена еще одна новинка — клеевой метод крепления не­ которых швов. Совсем недавно самая трудоемкая работа — обработка борта, лацкана, воротника, карманов произво­ дилась вручную или на специальных ма­ шинах. Теперь эти операции выполняют­ ся с помощью клеевой пленки. Полу­ чается гораздо быстрее и, главное, луч­ ше. Клеевая пленка при высокой темпе­ ратуре и под тяжестью двухтонного пресса намертво пристает к ткани. Бор­ та не мнутся и не теряют своей формы в носке. Не страшно в таком пиджаке по­ пасть и под дождь. Коллектив фабрики все время ищет новое. Не так давно в закройном цехе родилось движение за лучшее использо­ вание площади ткани. И вот только за прошлый год фабрика получила эконо­ мию в 1,5 миллиона рублей. И в этом большая заслуга настилыцицы Зои Нох- ринай. Она с математической точностью рассчитывает каждый сантиметр ткани, чтобы ни один клочок не пропал зря. Де­ ло в том, что из остатков длиной в пол­ метра и в метр, получившихся из-за не­ продуманного раскроя, фабрика несла большой убыток. Из этих кусочков ниче­ го сделать нельзя, вот и приходилось их сбывать на кепки, шапки и т. д. с большой уценкой. А если драп стоит 400 и 500 руб. метр, то легко прикинуть, во сколько обходился каждый просчет. На огромный стол Зоя раскладывает драп. Ровно-ровно, кромка к кромке, чтобы не было перекосов, ложится слой за слоем. За счет качественного настила экономятся многие метры ткани. На верхнем слое мелом чертятся детали изделия. Здесь тоже надо подумать, прежде чем все разметить. Ведь можно из одного куска ткани скроить десять костюмов и вернуть на склад остаток в один метр., а можно скроить и одинна­ дцать. Нузйно только умело скомбини­ ровать размеры, ведь кроме больших — 54 и 56, есть еще 44 и 46. Все эти за­ дачи Нохрина умело решает во время работы. Хозяйское отношение к своей фабри­ ке, к своему 'цеху чувствуется и в ма­ лом. Женщины стремятся украсить свой труд. В цехах чисто, много зелени. Рей­ довые бригады работниц ежемесячно проводят повсюду генеральную уборку. Перед праздниками в цехи приходит вес­ на, расцветают яблони, сирень, маки — их делают искусные руки швей. Эти цветы украшают фабрику, их несут ра­ ботницы в руках, шагая в праздничных колоннах демонстрантов. После четвертого цеха в пятом кажет­ ся сумрачно и неприветливо. Вместе с Коршуновой и старшим мастером кон­ вейера Полиной Ивановной Калько мы идем по проходу возле окна. Внимание привлекает девушка в легком голубень­ ком платье с белым воротничком. Перед ней стопочками лежит крой. Не глядя, девушка берет крой то из одной стопки, то из другой. Она стачивает подворотник плаща. Кроме этого, работница изготав­ ливает и шлевки, на которых держится пояс плаща. Заметив мастера, девушка улыбается и говорит: — Полина Ивановна, я посоветовать­ ся с вами хотела по одному делу. Мы с Коршуновой прошли дальше. Через минуту Калько догнала нас. Она улыбалась немного смущенно и ра­ достно. — Вот вы просили рассказать о лю­ дях цеха ,— произнесла вдруг Полина Ивановна Хотите послушать одну ин­ тересную историю? Это будет рассказ о человеке, нашедшем свое призвание на фабрике, о человеке, с которым мы все на первых порах хлебнули немало горя. Вот что мы узнали от П. И. Калько и от героини этой истории — девушки в голубеньком платье. Больше всего испортила крови стар­ шему мастеру конвейера 5-го цеха Нина Стефанова. Такой ленивой, грубой, не­ дисциплинированной работницы Полина Ивановна Калько никогда не встречала. Кто чаще всех опаздывал на работу? Стефанова. На кого чаще всего жалова­ лись работницы? На нее. Кто постоянно ссорился и ругался на конвейере с под­ ругами, и Калько вынуждена была то и дело улаживать конфликты? Опять же она. — Хочешь ты или нет работать, в конце-то концов? — не выдержала од­ нажды Полина Ивановна. — Честное слово, Полина Ивановна, это в последний раз Голубые глаза Нины правдиво смотрели на Калько. И она (в какой уже раз!) простила. Откровенно говоря, Полина Ивановна просто жалела девчонку. Нине было все­ го шестнадцать лет. Дома на нее не об­ ращали внимания, росла, как трава при дороге. Дружила с какими-то парнями, частенько от нее попахивало вином и та­ баком. Так продолжалось больше года. Нину уговаривали, стыдили и ругали, она смотрела на всех непорочными глазами и говорила: — Честное слово, это последний раз! — а потом снова затевала с кем-нибудь ссору.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2