Сибирские огни, 1958, № 3
в основном, самостоятельность механи затора должна развиваться в рамках бригады. Нелишне присмотреться при решении этого вопроса к тому, что уже породила наша сельскохозяйственная практика. На уборке возник и завоевывает все большее признание метод группового ис пользования машин. Раньше работав шие разрозненно агрегаты сводятся в единый коллектив, но, в то же время, самостоятельность отдельных агрегатов не ограничивается. Комбайнер имеет свой участок, обслуживающий персонал, транспорт. По своим расчетам и сообра жениям он строит работу. Если он пере довик, а в группе есть отстающие, он помогает отстающему. Если застопорит ся работа у него,— придут на помощь ему. Наблюдая за групповой работой комбайнов на уборке, невольно думаешь: а нельзя ли что-нибудь взять из этого метода для совершенствования работы тракторной или тракторно-полеводческой бригад? Особенно в смысле предоставле ния самостоятельности агрегатам без ос лабления всего коллектива. Рожденный практикой, групповой ме тод вносит коренные изменения в орга низацию уборки. Представим себе разбросанные по всей степи комбайновые агрегаты. Бри гадир полеводческой бригады должен контролировать качество их работы. Но дальность расстояния не позволяет де лать этого. Он, как правило, погружает ся в заботы о токе и вовсе не знает, что делается на полях. Председателю колхо за и директору МТС впору за день лишь объехать все агрегаты, а для конкрет ной помощи, для изучения работы каж дого, времени не остается. Для районных руководителей комбайн стал степным кораблем не только потому, что его ход в волнах колышущихся хлебов напоми нает ход корабля в море, но и потому, что его судьба напоминает судьбу ушед шего в море корабля: где он и что с ним — знают только понаслышке, с помощью и советом к нему не скоро добе рутся... Совсем иное дело, когда комбайны ра ботают группами. Устраняются препят ствия в техническом обслуживании ма шин. Когда уборочная техника сконцен трирована в немногих местах, мастер- ские-«летучки» безотлучно находятся в группах, не тратят времени на бесконеч ные переезды. Мастерская перестает быть кочевой кибиткой, а механики кочующими цыганами. При обслуживании разбросанных по большой территории комбайнов плохо используются транспортные средства. Допустим, что к комбайну для разгрузки бункера прикреплена автомашина. ^Если она возвратилась из очередного рейса на загон слишком рано, то будет простаи вать, ожидая, пока наполнится бункер. Если же она запоздает — простоит ком байн. А при групповой работе этого не происходит: машина подходит к тому- комбайну, у которого полный бункер, комбайн разгружается в ту машину, ко торая сейчас подошла. Разрозненное использование комбай нов игнорировало такую особенность сельскохозяйственного производства, как неравномерное созревание хлебов. В ка нун уборки машины рассредоточивались по всем полям, хотя в одном месте хле ба созревают раньше, в другом — позже. Создавалось довольно странное поло жение: одни комбайны работали, но не в силах были вовремя убрать спелое зерно, а другие в это время бездейство вали в ожидании созревания хлебов. Бы вало и хуже. На участки раннего созре вания иногда попадали плохо отремон тированные машины. Выйдя на загонку, они останавливались, ждали устранения дефектов, спелый хлеб перестаивал. А на участках недозревшего хлеба стоя ли вполне исправные машины, ожидая созревания посева. Групповой метод поз воляет сосредоточить технику на масси вах раннего созревания хлебов и с пер вых дней уборки производительно ис пользовать ее. Многие элементы группового исполь зования уборочных машин могли бы по служить основой улучшения организа ции труда в тракторных и тракторно-по леводческих бригадах. * * * Во время последней уборки урожая через тока колхоза «Гигант» Убинского района прошло несколько сот тысяч пу дов зерна. Такого количества хлеба здесь раньше не видели. Понятно, и ра боты с ним было много. Большую по мощь в подработке зерна на токах ока зали колхозные умельцы—рационализа торы. Центральный ток колхозй существует давно. Но его производительность не обеспечивала возросших потребностей. Особенно слабым было сушильное хо зяйство. Влажное зерно приходилось пропускать через сушилки по нескольку раз. Чтобы облегчить труд людей и по высить производительность, колхозники коммунисты Старченко и Нетребо пред ложили спарить имевшиеся в колхозе сушилки. Хорошо разбираясь в технике, они создали агрегат, бесперебойно про пускавший зерно. «Узким» местом была и транспорти ровка. Правда, склады находились неда леко от тока. Но хлеб туда надо было доставлять машинами. Еще больше хло пот было с зерном внутри самих скла дов. Тянутся они на сотни метров. Для переноса зерна требовались люди. Кол хозный механик Гофман применил под весные дороги. Ток превратился в своего рода конвейер. Из сушилок зерно попа
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2