Сибирские огни, 1958, № 3

в основном, самостоятельность механи­ затора должна развиваться в рамках бригады. Нелишне присмотреться при решении этого вопроса к тому, что уже породила наша сельскохозяйственная практика. На уборке возник и завоевывает все большее признание метод группового ис­ пользования машин. Раньше работав­ шие разрозненно агрегаты сводятся в единый коллектив, но, в то же время, самостоятельность отдельных агрегатов не ограничивается. Комбайнер имеет свой участок, обслуживающий персонал, транспорт. По своим расчетам и сообра­ жениям он строит работу. Если он пере­ довик, а в группе есть отстающие, он помогает отстающему. Если застопорит­ ся работа у него,— придут на помощь ему. Наблюдая за групповой работой комбайнов на уборке, невольно думаешь: а нельзя ли что-нибудь взять из этого метода для совершенствования работы тракторной или тракторно-полеводческой бригад? Особенно в смысле предоставле­ ния самостоятельности агрегатам без ос­ лабления всего коллектива. Рожденный практикой, групповой ме­ тод вносит коренные изменения в орга­ низацию уборки. Представим себе разбросанные по всей степи комбайновые агрегаты. Бри­ гадир полеводческой бригады должен контролировать качество их работы. Но дальность расстояния не позволяет де­ лать этого. Он, как правило, погружает­ ся в заботы о токе и вовсе не знает, что делается на полях. Председателю колхо­ за и директору МТС впору за день лишь объехать все агрегаты, а для конкрет­ ной помощи, для изучения работы каж­ дого, времени не остается. Для районных руководителей комбайн стал степным кораблем не только потому, что его ход в волнах колышущихся хлебов напоми­ нает ход корабля в море, но и потому, что его судьба напоминает судьбу ушед­ шего в море корабля: где он и что с ним — знают только понаслышке, с помощью и советом к нему не скоро добе­ рутся... Совсем иное дело, когда комбайны ра­ ботают группами. Устраняются препят­ ствия в техническом обслуживании ма­ шин. Когда уборочная техника сконцен­ трирована в немногих местах, мастер- ские-«летучки» безотлучно находятся в группах, не тратят времени на бесконеч­ ные переезды. Мастерская перестает быть кочевой кибиткой, а механики кочующими цыганами. При обслуживании разбросанных по большой территории комбайнов плохо используются транспортные средства. Допустим, что к комбайну для разгрузки бункера прикреплена автомашина. ^Если она возвратилась из очередного рейса на загон слишком рано, то будет простаи­ вать, ожидая, пока наполнится бункер. Если же она запоздает — простоит ком­ байн. А при групповой работе этого не происходит: машина подходит к тому- комбайну, у которого полный бункер, комбайн разгружается в ту машину, ко­ торая сейчас подошла. Разрозненное использование комбай­ нов игнорировало такую особенность сельскохозяйственного производства, как неравномерное созревание хлебов. В ка­ нун уборки машины рассредоточивались по всем полям, хотя в одном месте хле­ ба созревают раньше, в другом — позже. Создавалось довольно странное поло­ жение: одни комбайны работали, но не в силах были вовремя убрать спелое зерно, а другие в это время бездейство­ вали в ожидании созревания хлебов. Бы­ вало и хуже. На участки раннего созре­ вания иногда попадали плохо отремон­ тированные машины. Выйдя на загонку, они останавливались, ждали устранения дефектов, спелый хлеб перестаивал. А на участках недозревшего хлеба стоя­ ли вполне исправные машины, ожидая созревания посева. Групповой метод поз­ воляет сосредоточить технику на масси­ вах раннего созревания хлебов и с пер­ вых дней уборки производительно ис­ пользовать ее. Многие элементы группового исполь­ зования уборочных машин могли бы по­ служить основой улучшения организа­ ции труда в тракторных и тракторно-по­ леводческих бригадах. * * * Во время последней уборки урожая через тока колхоза «Гигант» Убинского района прошло несколько сот тысяч пу­ дов зерна. Такого количества хлеба здесь раньше не видели. Понятно, и ра­ боты с ним было много. Большую по­ мощь в подработке зерна на токах ока­ зали колхозные умельцы—рационализа­ торы. Центральный ток колхозй существует давно. Но его производительность не обеспечивала возросших потребностей. Особенно слабым было сушильное хо­ зяйство. Влажное зерно приходилось пропускать через сушилки по нескольку раз. Чтобы облегчить труд людей и по­ высить производительность, колхозники коммунисты Старченко и Нетребо пред­ ложили спарить имевшиеся в колхозе сушилки. Хорошо разбираясь в технике, они создали агрегат, бесперебойно про­ пускавший зерно. «Узким» местом была и транспорти­ ровка. Правда, склады находились неда­ леко от тока. Но хлеб туда надо было доставлять машинами. Еще больше хло­ пот было с зерном внутри самих скла­ дов. Тянутся они на сотни метров. Для переноса зерна требовались люди. Кол­ хозный механик Гофман применил под­ весные дороги. Ток превратился в своего рода конвейер. Из сушилок зерно попа­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2