Сибирские огни, 1958, № 3
в лучшие сроки сева трактор не будет ладиться? Недаром ведь в народе гово рится: упустишь час — не наверстаешь за неделю. Иногда водители считают: раз трак тор работает — значит, все в порядке. Им нет дела до того, что трактор ра ботает «через силу», нуждается в «ле чении». Нужно ли доказывать, что такое представление об эксплуатации машины неверно, вредно? Не буду душой кри вить, вначале владело оно и мной. По дойдет время остановки машины на ре монт, на осмотр, машина работает, по думаешь: «Вспашу-ка еще десяток-два гектаров». Ан, хлоп! — вышел трактор из строя. Поскупился часовой останов кой, а потерял целый день. — Тракторист, забывающий о свое временном ремонте машины, уподобляет ся нерадивому конюху, который надеет ся только на кнут, — говорю я всегда себе. Правила технического ухода стали моим законом. Как бы ни шла хорошо работа, но настало время — останавли ваю трактор и делаю все предусмотрен ное графиком технического ухода. Этот график, составленный старшим механи ком, всегда находится при мне, и я ни когда не отступал от него. Иногда бри- тадир или колхозники умоляют: — Ну, поработай еще денек-два! — Нет, на кнуте далеко не уедешь,— постоянно отвечаю я. — Вот приведу в порядок трактор, тогда и поработаю... Прицепные орудия — важная часть тракторного агрегата. На них должна распространяться забота тракториста, как и на ведущую машину. Прицепщи ками у меня работают постоянные, ква лифицированные люди. Если весной, в начале полевых работ, в бригаду по падает новичок, я требую, чтобы он по быстрее изучил инвентарь, за который отвечает. Орудия он от меня принимает по акту. Получает правила техническо го ухода за плугом, сеялкой. Могут ска зать: какие правила ухода за плугом! Большие и важные. Не проверив перед началом работ состояние и крепление лемехов , стоек, корпусов, автоматов и других деталей, нельзя быть уверенным, что плуг не подведет. А смазка, регули ровка, замена лемехов — разве они не требуют пристального внимания? Прицепщик не выходит из-под моего наблюдения. Совершенствование технического ухо да за машиной позволяет мне из года в год повышать выработку. Машина яв ляется для меня неисчерпаемым кладом сил и возможностей, которые надо от крывать и использовать. Наши заводы ‘выпускают чудесные тракторы. Малей шее улучшение ухода за ними намного повышает производительность труда. А сколько таких улучшений можно вво дить! Когда моя выработка за сезон под нималась до 5 0 0—6 0 0 гектаров, мои товарищи уже доводили ее до 7 0 0—800 гектаров. С Украины, из Подмосковья и других мест приходили вести о выра ботках, превышающих 1000 гектаров. Невольно думалось: как я еще далек от совершенства! Основная доля полевых работ — па хота, сев, боронование, культивация — производится у нас тракторами. На долм колхозников, особенно при выращива нии колосовых культур, приходится не значительная по удельному весу часть земледельческого труда. Но и она влия ет на урожай. Тракторист не может не интересоваться, как проводится снего задержание, подкормка, как готовятся семена. И я интересуюсь этим. Мой не ослабный контроль за процессами поле водства, не входящими обычно в обязан ности тракториста, сильно помогает борьбе за урожай». А вот отзыв председателя колхоза «Заря коммунизма» Куйбышевского района о комбайнерах и машинистах жаток: «По уборочной площади и объему хлебозаготовок наш колхоз — один из крупнейших в районе. Малейшее отста вание могло сказываться на ходе поле вых работ во всем районе. Чтобы до срочно завершить косовицу и сдачу хлеба государству, недостаточно было одного напряжения в труде, требовалась и общая организованность в работе, а главное — такие приемы труда, которые позволили бы значительно повысить производительность машин. На помощь правлению и партийной организации пришли механизаторы. Они настойчиво искали путей ускорения ра бот, повышения качества уборки. В первые же дни косовицы молодой механизатор Александр Есипов приме нил бесперебойную круглосуточную ра боту на лафетной жатке. Трое механи заторов в течение суток поочередно ра ботали на жатке и на тракторе. Меня лись они через каждые 6 —7 часов. Взаимозаменяемость позволила довести выработку в отдельные дни до 60 гек таров в сутки, высвободить на агрегате трех человек. Хлеба нынче у нас густые, особенно пшеница. Первое время это затрудняло работу жаток. Александр Есипов пришел к выводу, что такой хлеб лучше косить неполным хедером. Ходовое колесо жатки при этом не попадало на след трактора, что значи тельно уменьшало нагрузку на трактор, улучшало проходимость агрегата, спо собствовало повышению производитель ности. Валки ложились равномерной лентой, подбирать- их было значительно легче. Многие комбайнеры и штурвальные сели на лафетные жатки машинистами, заявив, что на скошенных участках они будут подбирать валки сами. Люди стремились быстрее, лучше косить хлеб.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2