Сибирские огни, 1958, № 3
ря — 18 ,1 , на 20 сентября — 53 ,8 , на 1 октября — 8 8 ,2 процента. В перевозках хлеба участвовало бо лее 12 тысяч автомашин. На помощь колхозам и совхозам прибыло две тыся чи грузовиков из Ленинграда и 1120 — из Новосибирска. Чтобы представить, как был загружен автотранспорт, вспом ним, что за пятидневку с 15 по 20 сен тября было перевезено только на госу дарственные заготовительные пункты более 23 миллионов пудов зерна. Если принять, что за рейс автомашина в сред нем перевозила три тонны, то за пять дней было сделано больше ста тысяч рейсов. А ведь, кроме перевозки хлеба в закрома государству, транспорт в это время осуществлял и внутриколхозные, внутрисовхозные перевозки. За месяц-полтора было перевезено при мерно полтораста миллионов пудов зер на. Значительная часть этого хлеба пе ревозилась дважды: от комбайнов на ток и с тока на заготовительный пункт. Как много стало в деревне автомашин! Со всем недавно основным и единственным транспортным средством здесь являлась медлительная, малогабаритная бричка, а теперь она, как песчинка в море, зате рялась среди автомобильного разлива... Как много делают шоферы для успеха хлебозаготовок, для ускорения косови цы и обмолота!.. Да только ради облег чения их благородного труда, ради со хранности их безотказной техники пора бы как следует заняться дорогами. Есть еще одно очень важное условие, содействовавшее успеху хлебозаготовок — сокращение дальности перевозок в страдную пору уборки. Прошедшей осенью основными магистралями для перевозки хлеба стали степные просел ки. Тракты и большаки нередко пусто вали. Что это означало? Два-три года назад с началом обмоло та ставилась задача: бесперебойно во зить зерно на элеваторы, пристанцион ные и приречные заготовительные пунк ты. Для тех, у кого элеватор или пункт были под боком, выполнение этой зада чи не составляло особого труда. Но мно го ли у нас таких колхозов и совхозов? Большинство хозяйств области удалено от железнодорожных и водных путей на десятки и сотни километров. Посланная на элеватор автомашина едва обернется за день. А без машины нельзя наладить бесперебойную работу комбайна. Авто машины уйдут на элеватор, а подводы не успевают отвозить зерно из-под бун керов. Комбайнер чуть не через каждые сто метров останавливал агрегат и гу дел, оповещая округу о том, что бункер полный, нужно разгружать. Гудит пять, десять минут, полчаса, пока заберут зерно. Но увезенный от комбайна хлеб скапливался на токах в ожидании от правки на элеватор. Заваленные зерном тока — вторая примета уборки тех лет. Совсем иначе сейчас. В дни жатвы зерно, в основном, возится от комбай нов на тока и с токов на глубинки. Тока и глубинки, как правило, расположены неподалеку от мест обмолота. Автома шины успевают и обслужить комбайны и бесперебойно доставить хлеб государ ству. Механизаторы облегченно вздохну ли, почувствовав, что теперь можно ра ботать без простоев. Глубинки — простое, но очень важ ное открытие в деревне за последние годы. Их широкое распространение по ложительно сказалось на всех сторонах уборки и хлебозаготовок. В свое время было оправданным стрем ление побыстрее вывезти из деревни за готовленное зерно. Тогда шла жестокая борьба за хлеб, враг растаскивал и унич тожал его. Но это время давно минова ло. Теперь появилась возможность вре менно хранить заготовленное зерно на месте. Эта возможность дает замечатель ный эффект. Надо укреплять глубинку, совершенствовать хранение зерна в ней! * * * Несколько раньше, чем степные доро ги, ожила сама степь. По мере того, как меркнул ее зеленый цвет и ярче стано вился желтый, на загонках прибавля лось жаток. Вот уже иные машины с ходу врезались в хлебный массив, про шивая его ровной строчкой валка. И день за днем все больше становилось в поле строчек. При ведении раздельной уборки степь становится похожей на огромное стеганое одеяло, которое не готово еще, находится в работе. По его отливающей золотом поверхности, про шивая ее, ходят «стропильные» агрегаты. Никогда раньше степь не имела та кого вида. При ручной жатве серпом она покрывалась беспорядочно разбросанны ми снопами. Сноповязалка те же снопы тянула за собой рядком. Лобогрейка перерезала поле поперек своего хода кривыми рядами валков. Комбайн раз брасывал большие копны соломы. А лафетная жатка тянет за собой ров ный, легкий валок, в котором стебелек уложен к стебельку, колосок — к коло ску. За первым валком на определенном расстоянии появляется второй, за вто рым — третий и, кажется, все они свя заны между собой, возьмись за один — потянутся и остальные. Я попробовал подсчитать длину имев шихся на полях области валков, — по лучалась цифра, близкая к семи миллио нам километров. Такое расстояние про шли жатки, а следом за ними комбай ны, подбирая просохшие валки. Сколько же надо было иметь жаток и комбайнов, чтобы при их очень небольшой рабочей скорости за месяц-полтора пройти такой путь? Когда смотришь на созревшую поло су, то видишь густую колосистую стену.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2