Сибирские огни, 1958, № 3

ря — 18 ,1 , на 20 сентября — 53 ,8 , на 1 октября — 8 8 ,2 процента. В перевозках хлеба участвовало бо­ лее 12 тысяч автомашин. На помощь колхозам и совхозам прибыло две тыся­ чи грузовиков из Ленинграда и 1120 — из Новосибирска. Чтобы представить, как был загружен автотранспорт, вспом­ ним, что за пятидневку с 15 по 20 сен­ тября было перевезено только на госу­ дарственные заготовительные пункты более 23 миллионов пудов зерна. Если принять, что за рейс автомашина в сред­ нем перевозила три тонны, то за пять дней было сделано больше ста тысяч рейсов. А ведь, кроме перевозки хлеба в закрома государству, транспорт в это время осуществлял и внутриколхозные, внутрисовхозные перевозки. За месяц-полтора было перевезено при­ мерно полтораста миллионов пудов зер­ на. Значительная часть этого хлеба пе­ ревозилась дважды: от комбайнов на ток и с тока на заготовительный пункт. Как много стало в деревне автомашин! Со­ всем недавно основным и единственным транспортным средством здесь являлась медлительная, малогабаритная бричка, а теперь она, как песчинка в море, зате­ рялась среди автомобильного разлива... Как много делают шоферы для успеха хлебозаготовок, для ускорения косови­ цы и обмолота!.. Да только ради облег­ чения их благородного труда, ради со­ хранности их безотказной техники пора бы как следует заняться дорогами. Есть еще одно очень важное условие, содействовавшее успеху хлебозаготовок — сокращение дальности перевозок в страдную пору уборки. Прошедшей осенью основными магистралями для перевозки хлеба стали степные просел­ ки. Тракты и большаки нередко пусто­ вали. Что это означало? Два-три года назад с началом обмоло­ та ставилась задача: бесперебойно во­ зить зерно на элеваторы, пристанцион­ ные и приречные заготовительные пунк­ ты. Для тех, у кого элеватор или пункт были под боком, выполнение этой зада­ чи не составляло особого труда. Но мно­ го ли у нас таких колхозов и совхозов? Большинство хозяйств области удалено от железнодорожных и водных путей на десятки и сотни километров. Посланная на элеватор автомашина едва обернется за день. А без машины нельзя наладить бесперебойную работу комбайна. Авто­ машины уйдут на элеватор, а подводы не успевают отвозить зерно из-под бун­ керов. Комбайнер чуть не через каждые сто метров останавливал агрегат и гу­ дел, оповещая округу о том, что бункер полный, нужно разгружать. Гудит пять, десять минут, полчаса, пока заберут зерно. Но увезенный от комбайна хлеб скапливался на токах в ожидании от­ правки на элеватор. Заваленные зерном тока — вторая примета уборки тех лет. Совсем иначе сейчас. В дни жатвы зерно, в основном, возится от комбай­ нов на тока и с токов на глубинки. Тока и глубинки, как правило, расположены неподалеку от мест обмолота. Автома­ шины успевают и обслужить комбайны и бесперебойно доставить хлеб государ­ ству. Механизаторы облегченно вздохну­ ли, почувствовав, что теперь можно ра­ ботать без простоев. Глубинки — простое, но очень важ­ ное открытие в деревне за последние годы. Их широкое распространение по­ ложительно сказалось на всех сторонах уборки и хлебозаготовок. В свое время было оправданным стрем­ ление побыстрее вывезти из деревни за­ готовленное зерно. Тогда шла жестокая борьба за хлеб, враг растаскивал и унич­ тожал его. Но это время давно минова­ ло. Теперь появилась возможность вре­ менно хранить заготовленное зерно на месте. Эта возможность дает замечатель­ ный эффект. Надо укреплять глубинку, совершенствовать хранение зерна в ней! * * * Несколько раньше, чем степные доро­ ги, ожила сама степь. По мере того, как меркнул ее зеленый цвет и ярче стано­ вился желтый, на загонках прибавля­ лось жаток. Вот уже иные машины с ходу врезались в хлебный массив, про­ шивая его ровной строчкой валка. И день за днем все больше становилось в поле строчек. При ведении раздельной уборки степь становится похожей на огромное стеганое одеяло, которое не готово еще, находится в работе. По его отливающей золотом поверхности, про­ шивая ее, ходят «стропильные» агрегаты. Никогда раньше степь не имела та­ кого вида. При ручной жатве серпом она покрывалась беспорядочно разбросанны­ ми снопами. Сноповязалка те же снопы тянула за собой рядком. Лобогрейка перерезала поле поперек своего хода кривыми рядами валков. Комбайн раз­ брасывал большие копны соломы. А лафетная жатка тянет за собой ров­ ный, легкий валок, в котором стебелек уложен к стебельку, колосок — к коло­ ску. За первым валком на определенном расстоянии появляется второй, за вто­ рым — третий и, кажется, все они свя­ заны между собой, возьмись за один — потянутся и остальные. Я попробовал подсчитать длину имев­ шихся на полях области валков, — по­ лучалась цифра, близкая к семи миллио­ нам километров. Такое расстояние про­ шли жатки, а следом за ними комбай­ ны, подбирая просохшие валки. Сколько же надо было иметь жаток и комбайнов, чтобы при их очень небольшой рабочей скорости за месяц-полтора пройти такой путь? Когда смотришь на созревшую поло­ су, то видишь густую колосистую стену.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2