Сибирские огни, 1958, № 3

чтобы за несколько лет улучшить дорож­ ное хозяйство. Все «шишки» за плохое содержание дорог валятся обычно на головы дорож­ ников. Это, конечно, правильно. С кого же, как не с них, и спрашивать, тем бо­ лее, что в дорожных организациях много бесхозяйственности и неразворотливо- сти. Но дело не только в них. Серьезным препятствием является за­ коренелая болезнь — ведомственность. Дорожники отвечают за состояние дорог, но они недостаточно обеспечены техни­ кой. В их распоряжении на всю область всего несколько десятков грейдеров, бульдозеров, скреперов, тракторов. Ос­ новная часть этой техники находится в МТС. Однако МТС, как правило, не уча­ ствуют в дорожном строительстве. Тех­ ника им нужна для рытья силосных со­ оружений. Но эти сооружения строятся не круглый год. Чем же заняты маши­ ны в остальное время? Стоят. В одном ведомстве они стоят, а в другом их не хватает. Это ли не искусственная прегра­ да? Необходимо ее убрать так же, как убрали в промышленности и строитель­ стве. Дорожное строительство — большое, важное дело. Нельзя его взваливать на плечи одной, к тому же недостаточно мощной, организации. К улучшению до­ рог должны быть привлечены все силы деревни — МТС, совхозы, колхозы, про­ мысловые и кооперативные организации. Н. С. Хрущев в своем выступлении на совещании передовиков сельского хозяй­ ства Белорусской ССР 22 января 1 9 5 8 года указал, что надо строить до­ роги за счет колхозов. Нельзя надеяться только на государство. Колхозы должны и имеют возможность строить дороги, ведь они много теряют от плохих дорог. На дороге, как в хорошем доме, дол­ жен быть один хозяин. Роль такого хо­ зяина, может быть, целесообразно пере­ дать пока машинно-тракторным станци­ ям, пополнив их дорожной техникой. Для ведения крупного дорожного строи­ тельства необходимо иметь в области не­ сколько специальных машинно-дорож­ ных станций. Надо увеличить строительство дорог с твердым покрытием. В Новосибирской области сейчас строятся такие дороги: Новосибирск — Ордынское, Каргат — Кочки — Довольное, Чаны — Кыштов- ка, Здвинское — Барабинск. Но это да­ леко не решает проблемы. Следует воспитывать ответственность за состояние дорог у населения, у мест­ ных органов власти. Не секрет же, что если нерадивый шофер заберется с ма­ шиной после дождя на грейдерную до­ рогу, то его редко кто остановит, кроме дорожников. Рядовой житель села, и даже активист, сделает вид, что его это не касается. Без внимания относятся местные органы власти к содержанию дорог. После дождя, когда основные тракты и большаки становятся непроез­ жими, появляется много объездов. Не­ знакомому с местностью водителю (а та­ ких на уборке бывают тысячи) трудно разобраться в них. Кажется, можно бы колхозу или сельскому Совету выста­ вить указатель: «Объезд. Оттуда туда- то». Но это почти никогда не делается. В дожди прекращается движение по • тракту в окрестностях села Быструха Кочковского района. Прямо от сельского Совета в степь уходят объезды. Их мно­ го. Машины £ зерном кружат в поисках нужного пути, застревают, но работни­ ки сельсовета и ухом не ведут. То ли они считают установку указателей ме­ лочью, то ли вообще чьим то чужим де­ лом. Есть и другие «мелочи», портящие настроение у шоферов, снижающие их производительность труда. Колхозники у нас богатеют, обзаводятся курами, гу­ сями, утками, индейками. В каждом дво­ ре птицы, — что называется, невпрово­ рот. И вся она осенью высыпает на трак­ товые улицы полакомиться рассыпанным зерном. Дороги белеют от обилия пти­ цы. Уткнувшись в зерно, она глохнет, не замечает ничего вокруг. Шофер за­ медляет ход, непрерывно сигналит, вы­ нужден останавливать машину. В селе, на двух-трех километрах пути, он теря­ ет больше времени, чем в поле на де­ сятках километров. Обилие птицы — хорошо. Но надо следить, чтобы она не препятствовала перевозке хлеба. К со­ жалению, местные органы не обращают внимания и на это. Шофер крепится, выполняет требование соблюдать со­ хранность гусей, уток и индеек. Но вы­ падает момент, когда вокруг него нет никого, и он врезается в стаю, оставляя за машиной раздавленную птицу. К че­ му это? ...Хлебные дороги — длинней обыч­ ных. Они начинаются на полосах у ком­ байнов. А так как комбайны заполоняют степь, то вся она на время уборки пре­ вращается в дороги. От бункеров идут машины-одиночки, на проселках они схо­ дятся в небольшие группы, а на больша­ ках и трактах образовываются целые колонны. Жизнь степных дорог отражает жизнь степи. Много движется автомашин — много в поле хлеба, дружно, организо­ ванно идет уборка. Позднее пробуждение дорог минувшей осенью свидетельство­ вало о запоздалом начале уборки и хле­ бозаготовок. В самом деле, в предыду­ щем году на Карасукский элеватор хлеб местных колхозов начал поступать в первых числах августа, нынче же лишь в последней декаде августа. А у масля- нинцев — только в начале сентября. 70 процентов хлеба область сдала и продала государству за две последние декады сентября. Точнее, ход хлебозаго­ товок выглядел так: на 1 сентября было сдано 7 ,2 процента зерна, на 10 сентяб­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2