Сибирские огни, 1958, № 3

Дела ц лю dif ■ ■ —— — . . и НИКОЛАЙ МАЛЕЕВ Х л е б С и би ри И з заметок журналиста Полевые дороги Новосибирской обла­ сти минувшей осенью ожили поздно. В последних числах августа мне при­ шлось быть в Кочновском районе. Шли сильные дожди. На тракте между селом Решеты и районным центром нам пре­ градили путь три застрявших в грязи грузовика. Пока их вытаскивали, скопи­ лось до сотни автомашин. Оказалось, что это шла ленинградская автоколонна, прибывшая в Сибирь на перевозку хлеба. — Мы спешили из Ленинграда, боя­ лись опоздать к началу обмолота, а тут еще и косить как следует не начали,— сетовал начальник автоколонны. — Что­ бы не сидеть без дела, взялись за пере­ возку леса. Пока появится хлеб на то­ ках, сделаем несколько дальних рейсов. Природные пояса Новосибирской об­ ласти, как и всей Западной Сибири, придвинуты друг к другу, внойные за­ сушливые степи, напоминающие Нижнее Поволжье, через каких-нибудь сто-две- сти километров сменяются заболочен­ ными пространствами, похожими на зем­ ли Кировской или даже Архангельской областей, только с еще более суровой зимой и более жарким летом. Кажется, область не так уж велика: километров шестьсот с запада на восток да триста-четыреста — с юга на север. Но разница в сроках начала полевых ра­ бот в отдельных ее частях весьма суще­ ственна. Когда весной в одних районах земля уж е просохнет и начинает пылить, в других — лежит едва тронутый снег. Летом в одних местах пшеница уже шу­ мит по ветру спелым колосом, а в дру­ гих — только наливается. Оживление на дорогах, начавшись в конце августа на юго-западе — в Ка- расукском, Андреевском, Купинском, Чистоозерном районах, — неторопливо распространилось на север и восток: в Убинский, Барабинский, Здвинский, Ве­ селовский районы. Лишь к середине сен­ тября оно достигло самых восточных границ области: Маслянина, Тогучина, Болотного. Любопытно наблюдать пробуждение осенних дорог. Как бы ни были шумны они летом, с наступлением жатвы пульс их жизни во много раз возрастает. Вы­ ходят в рейс все машины — и те, ко­ торые стояли в ремонте, и те, которые просто плохо использовались и простаи­ вали без дела. К ним присоединяется автотранспорт, прибывающий из горо­ дов и районных центров. Но дело не только в этом. Ускоряется движение. Охваченные благородным стремлением побыстрее перевезти намолачиваемый хлеб, шоферы выжимают скорость вез­ де, где только можно. По судкам не за­ ходят машины на свои базы, не выпу­ скают водители баранки из рук. Но в их, и без того трудной, работе есть еще по­ мехи. Поля области покрыты густой сетью трактов, большаков и проселков. Как правило, на них нет указателей, но ори­ ентироваться можно без особого труда. Если вдоль дороги тянется узкая поло­ ска просыпанной пшеницы, то ясно, что впереди находится хлебоприемный пункт. Если же дорога больше усыпана, зерном, то это путь на элеватор. Ухабы попада­ ются такие, что машины подбрасывает, точно корабль на морских волнах, а из кузова разбрызгивается золотое зерно. И это в сухую погоду. А в дожди бывает так. На кулундин- ском тракте, между Краснозерским и Веселовским, мы видели, как на раскис­ шей дороге, сползая задними колесами в кювет, остановился грузовик. Кузов накренился, из него потекло зерно. Шо­ фер выскочил из кабины и растерянно схватился за голову... Что делать?! Не то вытаскивать машину, не то собирать зерно. Чуть подальше тракт оказался вовсе непроезжим. Машины, сворачивавшие с него, застревали в солонцовой трясине. Когда мы подъехали, их собралось бо­ лее десяти. Ревели моторы, дергались кузова, сыпался в грязь драгоценный хлеб. По мере освоения целины хлеба ста- . новится больше, перевозки растут, а заметных улучшений на дорогах не про­ исходит. Если подсчитать убытки от без­ дорожья, то этой суммы хватило бы,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2