Сибирские огни, 1958, № 3
Дела ц лю dif ■ ■ —— — . . и НИКОЛАЙ МАЛЕЕВ Х л е б С и би ри И з заметок журналиста Полевые дороги Новосибирской обла сти минувшей осенью ожили поздно. В последних числах августа мне при шлось быть в Кочновском районе. Шли сильные дожди. На тракте между селом Решеты и районным центром нам пре градили путь три застрявших в грязи грузовика. Пока их вытаскивали, скопи лось до сотни автомашин. Оказалось, что это шла ленинградская автоколонна, прибывшая в Сибирь на перевозку хлеба. — Мы спешили из Ленинграда, боя лись опоздать к началу обмолота, а тут еще и косить как следует не начали,— сетовал начальник автоколонны. — Что бы не сидеть без дела, взялись за пере возку леса. Пока появится хлеб на то ках, сделаем несколько дальних рейсов. Природные пояса Новосибирской об ласти, как и всей Западной Сибири, придвинуты друг к другу, внойные за сушливые степи, напоминающие Нижнее Поволжье, через каких-нибудь сто-две- сти километров сменяются заболочен ными пространствами, похожими на зем ли Кировской или даже Архангельской областей, только с еще более суровой зимой и более жарким летом. Кажется, область не так уж велика: километров шестьсот с запада на восток да триста-четыреста — с юга на север. Но разница в сроках начала полевых ра бот в отдельных ее частях весьма суще ственна. Когда весной в одних районах земля уж е просохнет и начинает пылить, в других — лежит едва тронутый снег. Летом в одних местах пшеница уже шу мит по ветру спелым колосом, а в дру гих — только наливается. Оживление на дорогах, начавшись в конце августа на юго-западе — в Ка- расукском, Андреевском, Купинском, Чистоозерном районах, — неторопливо распространилось на север и восток: в Убинский, Барабинский, Здвинский, Ве селовский районы. Лишь к середине сен тября оно достигло самых восточных границ области: Маслянина, Тогучина, Болотного. Любопытно наблюдать пробуждение осенних дорог. Как бы ни были шумны они летом, с наступлением жатвы пульс их жизни во много раз возрастает. Вы ходят в рейс все машины — и те, ко торые стояли в ремонте, и те, которые просто плохо использовались и простаи вали без дела. К ним присоединяется автотранспорт, прибывающий из горо дов и районных центров. Но дело не только в этом. Ускоряется движение. Охваченные благородным стремлением побыстрее перевезти намолачиваемый хлеб, шоферы выжимают скорость вез де, где только можно. По судкам не за ходят машины на свои базы, не выпу скают водители баранки из рук. Но в их, и без того трудной, работе есть еще по мехи. Поля области покрыты густой сетью трактов, большаков и проселков. Как правило, на них нет указателей, но ори ентироваться можно без особого труда. Если вдоль дороги тянется узкая поло ска просыпанной пшеницы, то ясно, что впереди находится хлебоприемный пункт. Если же дорога больше усыпана, зерном, то это путь на элеватор. Ухабы попада ются такие, что машины подбрасывает, точно корабль на морских волнах, а из кузова разбрызгивается золотое зерно. И это в сухую погоду. А в дожди бывает так. На кулундин- ском тракте, между Краснозерским и Веселовским, мы видели, как на раскис шей дороге, сползая задними колесами в кювет, остановился грузовик. Кузов накренился, из него потекло зерно. Шо фер выскочил из кабины и растерянно схватился за голову... Что делать?! Не то вытаскивать машину, не то собирать зерно. Чуть подальше тракт оказался вовсе непроезжим. Машины, сворачивавшие с него, застревали в солонцовой трясине. Когда мы подъехали, их собралось бо лее десяти. Ревели моторы, дергались кузова, сыпался в грязь драгоценный хлеб. По мере освоения целины хлеба ста- . новится больше, перевозки растут, а заметных улучшений на дорогах не про исходит. Если подсчитать убытки от без дорожья, то этой суммы хватило бы,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2