Сибирские огни, 1958, № 2
симально обращено в сегодняшний день. Этого требует партия и народ, этого тре бует наше искусство. Между тем многие работы, в том чис ле и некоторые из рассматриваемых в настоящей статье, страдают существен ным недостатком — слабой связью с искусством и литературой нашего време ни, сегодняшнего дня. В наиболее выгод-' ном положении находится исследование А. Бурова. Он ввел в сферу своего ис следования много вопросов, волнующих сегодня нашу общественность. Но и его мысль часто вращается в кругу давно известных фактов и цитат, опирается подчас только на материал далекого прошлого. С. Товмасян шире привлекает факты современной нам жизни искусства и литературы. Но и у него наблюдается то, что один из .критиков метко назвал «анахронизмом» в подборе примеров. Когда автор пишет о борьбе с вульгари заторскими взглядами А. Богданова, он ограничивается материалом, который мы уже сотни раз встречали на страницах книг и журналов. Когда ссылается на произведение советских писателей, сле дуют те примеры из «Двое в степи» Э. Казакевича или «Далеко от Москвы» Ажаева, которые уже неоднократно при водились и самым обстоятельным обра зом разбирались как на страницах прес сы, так и в отдельных работах. Этим же недостатком в значительной мере отме чена работа Ан. Дремова. Между тем живая практика действую щих в искусстве художников и литера торов ждет своего обобщения. Мы много говорим о застое или «отставании» на том или ином участке нашего искусства, но мало делаем для того, чтобы помочь ему практически, предпочитая исследо вать давно известное, «опробированное» практикой других. Нет ли здесь боязни осмыслить новое? Теория неотрывна от практики, мерт ва без нее. Но для того, чтобы и сама теоретическая мысль двигалась быстрее, развивалась успешнее, нужно думать не только о вчерашнем дне искусства, но и заглядывать чаще в его сегодняшний и завтрашний день. 12. «Сибирские огни» № 2.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2