Сибирские огни, 1958, № 2
•сложной. Ему предстояло уяснить те принципы, которые не стареют со време нем, которые позволяют выносить суж дение о явлении искусства независимо от того, в какую эпоху и в каких конкрет но-исторических обстоятельствах оно воз никло. Нужно было полемизировать со взглядами тех, кто изменение эстетиче ских воззрений людей в ходе историче ского процесса возводил в абсолют, в канон, согласно которому историчность мышления исключает объективность этого мышления, поскольку, скажем, че ловек социалистической эпохи не может якобы справедливо судить об искусстве античной эпохи. С. Товмасян признает объективный характер эстетических норм и критериев. Отнюдь не отвергая принципа историч ности мышления, а, наоборот, развивая его, он пишет: «Опираясь на критерий правдивости и идейности, как на основ ной методологический принцип в крити ческом анализе и оценке каждого кон кретного произведения или направления <в искусстве, марксистско-ленинская эсте тика должна применять этот принцип строго исторически» (54). Итак, правди вость — основной критерий оценки явле ний искусства, правдивость, рассматри ваемая с точки зрения народной правды, народности, глубины и широты охвата действительности, выявления в ней веду щих тенденций и сторон. Но искусство— это специфическая форма общественного сознания. И Товмасян объективность суждения ставит в зависимость не толь ко от идейного, но и от художественно го критерия. Единство идейной и худо жественной оценок— только такой сплав рождает объективное суждение как о ли тературном направлении в целом, так и о творчестве отдельного художника. Так ставится проблема, связи мировоз зрения и творчества. Утверждение С. Товмасяна о единстве логического и образного восприятия мира художником кажется нам нечетким в том смысле, что в понятие логического здесь скорее нуж но вкладывать представления о мировоз зрении художника, так как в прямом значении этих терминов стирается грань между искусством и наукой как специ фическими формами общественного со знания. Но сам ход рассуждений С. Тов масяна показывает, что это — скорее терминологическая неточность, чем пози ция автора. Проблема связи мировоззрения и творчества решается С. Товмасяном да леко не безупречно. Если пользоваться терминологией Чернышевского, то «поэ зия мысли» и «поэзия сердца» у многих художников не всегда совпадают. Так было у Толстого, так было у Достоев ского, художнический опыт, правдивость художнического мышления которых бы ли неизмеримо выше их мировоззрений. Вот почему произведения Толстого рож дали совсем не ту форму протеста, о ко- \ торой он мечтал как идеолог. Несколь ко аналогичная вещь произошла и с Го голем, который, говоря словами Черны шевского, «не предвидел, куда поведет... негодование», выраженное в «Ревизо ре». Выявление связи между мировоз зрением и творчеством означает непре менную художественную оценку, без ко торой невозможно суждение по этой про блеме. Между тем С. Товмасян подчас поверхностно представляет себе эту связь. Так, не поняв известного высказы вания Ф. Энгельса о Бальзаке из его письма к М. Гаркнес, С. Товмасян пи шет: «...Реальное противоречие сущест вовало не в романах Бальзака (?!), а между мировоззренческой основой (7) творчества великого писателя и субъек тивным мировоззрением (?) Оноре де Бальзака — представителя реакционной отживающей аристократии» (141). Здесь все спутано по существу вопроса. «Субъ ективное мировоззрение» — это же и есть мировоззрение художника. Оно, действительно, не выражало той правды, которую сказал художнический гений Бальзака. Но где же, как не в романах проявлялось это противоречие?! И разве мировоззренческая основа и «субъектив ное мировоззрение» художника не одно и то же. Так важная и сложная пробле ма сводится у С. Товмасяна к неверной и путаной формулировке. Между тем этот вопрос нашел глубокую разработку уже в трудах русских революционных демократов. С. Товмасян не сумел обоб щить их теоретический опыт, ограничил ся по преимуществу цитацией, не пошел вглубь, на что ему уже справедливо ука зывала критика. Между тем проблема объективных критериев оценки произве дений искусства не может быть решена до конца без внимательной и всесторон ней разработки вопроса о связи мировоз зрения и творчества. Видимо, здесь нужны еще новые поиски исследовате лей, обобщение и анализ материала, на копленного не только русской литерату рой до XX века, но и советским искус ством. IV . Р А ЗВ Е Д Ч И К И ИЛИ Р Е Г И С Т Р А Т О Р Ы ? Теоретическая работа только тогда плодотворна, только тогда может ока зать действенную, необходимую помощь работникам искусства и литературы, когда она непосредственно связана с ху дожественной практикой сегодняшнего дня, когда исследователь выступает в ро ли разведчика, прокладывающего искус ству путь в новые, неизведанные края жизни, а не регистрирует то, что уже яс но и понятно всем. Конечно, мы не хо тим сказать этим, что теоретик не дол жен обращаться к практике искусства прошлого. Но ясно, что всякое теорети ческое исследование должно быть мак
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2