Сибирские огни, 1958, № 2
влечения любящих (?!). Чем иным,— сердито спрашивает критик, — кроме «сердечного влечения» (даже «сердечное влечение» взято в кавычки! — А. Е.) можно объяснить страстную любовь Ро мео и Джульетты?» (294). Трудно найти в нашей критике пример более удиви тельного анализа. До сих пор все мы на ивно полагали, что за «сердечным вле чением» Татьяны, Наташи Ростовой, Ро мео и Джульетты встает огромный, кра сочный мир борьбы, больших исканий правды, раскрываются глубокие пласты человеческих, социальных отношений. Но В. Прожогину нет до этого дела. Ему нужно доказать, что Горький выше Шек спира и Пушкина, и творчество этих пи сателей втискивается в прокрустово ло же грубой вульгаризаторской схемы. Об ратим Внимание на саму терминологию критика. Татьяна полюбила по «влечению серд ца» (обязательно в кавычках), не узнав Онегина в «совместной работе, совмест ной деятельности», «в процессе которой выявляются все интеллектуальные, эмо циональные и прежде всего идейные ка чества и достоинства людей». Виноват в этом, разумеется, Пушкин, который вме сто того, чтобы «изображать» людей «трудовых классов», воспел любовь так называемых «нетрудовых» классов (снова обязательные кавычки и презри тельное — «так называемых»), В. Прожогин недоволен тем, что в ро мане Тургенева «Накануне» «чувство любви приобретает... едва ли не само довлеющее значение» (еще одна удиви тельная оценка! (295), что предшествен ники Горького воспевали не «ту приро ду, в прямое общение с которой всту пил социальный коллективный человек» (249), и т. д. Выводы В. Прожогина основаны на весьма неблагоприятных параллелях, на сопоставлении мировоззрений без всяко го учета исторического места, мировоз зрения художника, его дарования и та ланта, а что самое главное — без всяко го учета специфики искусства. С пози ций В. Прожогина любая скороспелая политическая брошюрка окажется выше творений Шекспира. Вульгарный социологизм живуч. Наи более резко сказываются два, казалось бы, разных, но в конечном итоге анало гичных рецидива этой болезни. Первый, хорошо видимый в книге В. Прожогина, заключается в забвении специфики ис кусства, во внеисторическом, неконкрет ном подходе к явлениям литературы. Второй, грубо сказавшийся в книге Ф. .Калошина «Содержание и форма в произведениях искусства», заключается в механической подгонке явлений искус ства под мертвые социологические схе мы, в рассмотрении художественных произведений как немудреных иллюстра ций к положениям марксистской теории. Смысл первого и второго рецидива в заб вении специфики искусства, в искажении правды его. В трактовке, например, Ф. Калошина все прогрессивные художники прошлого выглядели на одно лицо, все они были чуть ли не мастерами искусства социа листического реализма. Так, Ф. Калошин утверждает, что. картины Шишкина и, В' частности, полотно «Рожь» вызывают ассоциации, которые «ведут зрителя к... вопросам о судьбах Родины, о построе нии коммунизма, о богатстве и силе со ветского социалистического общества» (85). В картине Поленова «Заросший пруд» зритель, по мнению нашего ис кусствоведа, видит «увядание старого, отжившего, и картина приводит его к мысли о торжестве нового, развивающе гося, передового» (86). Более того, раз думывая над этой картиной, зритель «приходит к заключению о неизбежно сти ухода старого и возникновения ново го» (86). Так же преподносится читателю и музыкальная драма Мусоргского «Хо ванщина» — «Слушатели оперы... вос принимают глубокую философскую идею оперы: неизбежна гибель старого, отжи вающего, реакционного, цепляющегося за жизнь, и неизбежна победа, победа нового, развивающегося» (97). Так, под один шаблон подгоняются самые различ ные художники, вульгаризируется, упро щается идея их полотен. Так, бескрылое логизирование, мертвые социологические схемы убивают живую душу искусства, глушат могучую музыку его образов, за слоняют его трепетное, горячо бьющёеся сердце. I I I . К В О П РО С У ОБ О Б Ъ Е К Т И В Н Ы Х К Р И Т Е Р И Я Х ОЦЕНКИ П РО И ЗВ Е Д ЕН И Й И С К У С С ТВА II П Р О Б Л ЕМ Е С В Я ЗИ М И Р О В О З З Р Е Н И Я И Т В О Р Ч Е С Т В А Возможно ли объективное суждение о том или ином произведении искусства? Этот вопрос волнует, по существу, всех Участников спора об эстетике. Наиболее полную разработку эта проблема нашла в труде молодого ученого С. С. Товмася- на «К вопросу об объективных критери ях оценки произведений искусства», вы пущенном издательством Академии наук Армянской ССР в 1955 году. Идеалистическая эстетика r лице И. Канта, Г. Вельфина, А. Бергсона, В. Кроче и других признавала искусство независимым от жизни, а потому отвер гала возможность его изучения с точки зрения законов науки. С. Товмасян, справедливо отвергая такие теории, вы двигает правильную и плодотворную концепцию: отрицание объективных ос нов искусства в действительности озна чает одновременно и отрицание сущест вования объективных критериев оценки произведений искусства. Задача исследователя была довольно I
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2