Сибирские огни, 1958, № 2
этой человеческой жизни очевидна и бес спорна. Они помогают подчеркнуть мо лодость, здоровье и красоту человека, окруженного к тому же богатством» (64). Как собака может «подчеркнуть» молодость, здоровье и красоту человека? Если мысль о богатстве здесь верна, то все остальные рассуждения — явная натяжка, притягивание факта к заранее заданной идее — схеме. Далеко не случайно, что аргументируя свою мысль, А. Буров довольно туманно иллюстрирует ее на примере пейзажа и натюрморта. «Природа в картине Леви тана «Над вечным покоем» выражает со бою сложное человеческое переживание, которое во всем своем богатстве и слож ности может быть вполне адекватно вы ражено только в музыке...» (72). А. Буров критикует тех художников, мастеров на тюрморта, которые не пытаются «дать конкретных примет времени в быту, тру де, интимной жизни советского человека средствами своего жанра» (75). Но это очень прямолинейная постановка вопро са. Ведь существует множество челове ческих чувств, которые не вместить в рамки определенной схемы. Во фла мандской живописной школе известно, например, множество картин, изобра жающих туши мяса, битую птицу, фрук ты, вино. Художники выражали восторг перед богатствами жизни, ее плодороди ем. Такое изображение не сведешь ни к приметам времени, ни определишь в ме- ханистически-четких формулировках. То же самое следует сказать и об изображе нии цветов, например. Такие картины воссоздают сложные человеческие эмо ции, чувства «общего» характера, свой ственные людям разных стран и эпох. Поэтому содержание и таких полотен не сведешь к схеме. Вот этого понимания сложности, многообразия,. опосредство ванных форм выражения чувств • и на строений в искусстве подчас не хватает в работе Бурова. Но все эти замечания никак не снижа ют нашей общей высокой оценки его труда. И сегодня борьба за правильное понимание эстетической сущности ис кусства, борьба, направленная против вульгарно-социологических схем, упро щенчества и примитивизма важна и ак туальна. I I . Э С Т Е Т И К А М Е Р Т В Ы Х СХ ЕМ Сорняки вульгарного социологизма до сих пор засоряют поле нашей литера турной критики. Упрощенчество и при митивизм эстетического мышления не канули бесследно в прошлое. Чтобы убе диться в этом, достаточно сослаться на совсем «свежие» примеры... Известно, что ни Вильям Шекспир, ни Лев Толстой не стояли на позициях ис кусства социалистического реализма. Это не мешало им быть большими ху дожниками, горячо любить свой народ, страстно ненавидеть подлость и грязь- жизни. И, кажется, со времени РАППа никому не приходило в голову обвинять мастеров прошлого в том, что у них не было марксистского мировоззрения, что- они не поднялись до усвоения теорий, выработанных в процессе развития на учной мысли гораздо позднее. Действи тельно, смешно обвинять, например, Толстого в том, что он не по-марксист ски понимал классовую борьбу и не по казал труд «как средство социального- классового сплочения людей». Глупо упрекать Шекспира за то, что Ромео и Джульетта были далеки от социалисти ческих идеалов. Нелепы были бы сами такие предположения в наше время. Но эта, к сожалению, кажущаяся нелепость недалека от действительности. В 1955 году в Киеве Гослитиздат Ук раины выпустил исследование В. Прожр- гина «Эстетика труда в творчестве М. Горького», книгу удивительную для нашего времени. Забывая об эстетиче ской сущности искусства, о конкретно историческом подходе к явлениям лите ратуры, В. Прожогин, возвышая героев Горького, принижал, хотел од этого или нет, образы всех других писателей.^ Горький — великий пролетарский пи сатель. Он написал немало произведе ний, где показывалась красота и сила труда, сплачивающего массы в условиях революционного движения пролетариата. И вот, подходя с меркой Горького к Тол стому, В. Прожогин дает следующий анализ сцены косьбы из «Анны Карени ной»: «...Лев Толстой не столько востор гался коллективным трудом косарей, сколько внутренними переживаниями- Левина. В центре внимания художника не сам коллектив, а барин, для которого косьба скорее забава и спорт, но не труд как источник физического и духовного наслаждения, как средство социального, классового (!) сплочения людей» (148). Нет, что и говорить, не дорос Лев Тол стой до социалистического реализма, а его герой Левин — до социалистической идеологии. С таких позиций можно обви нить в ущербности любого классика рус ской литературы XVIII и XIX веков. Не удовлетворившись приведенным: выше умозаключением, В. Прожогин ре шил внести оригинальную мысль в трак товку старого, как мир, вопроса о любви. Здесь он встал на позиции тех «крити ков», которые, увидев в романе целую щихся героев, авторитетно заявляли, что- это «не типично», если герои предвари тельно не прошли курс политграмоты и не выяснили «идейные качества» друг друга. Не удивительно поэтому, что изо бражение любви в произведениях Пуш кина, Толстого и Шекспира у В. Прожо- гина выглядит неполноценным, ибо «вы сокохудожественному изцбражению чув ства любви не всегда сопутствовала со циальная мотивированность взаимного
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2