Сибирские огни, 1958, № 2
видуализированное воспроизведение ре альных явлений и процессов), несмотря на то, что она, конечно, свойственна ис кусству (выделено здесь и далее мною— А. Е.), не является тем существенным специфическим признаком искусства, по которому мы можем отличать его от дру гих форм (разновидностей) общественно го сознания: она является формальным началом искусства» (54). В плане отде ления искусства от других форм общест венного сознания формулировка Буро ва, безусловно, верна. Но и сам он не отрицает, что образность мышления — характерная черта искусства, пусть «формальная», но существенная черта, свойственная именно искусству, а не ка кой иной форме .познания. И такая по становка вопроса была плодотворна, так как в ней, при всей узости ее и неполно те (неполноте, а не неправильности, ибо ошибочной она становилась только тог да, когда не констатировала образность мышления как характернейшую черту искусства, а сводила к этой черте всю специфику искусства), искусство отмеже вывалось от других форм сознания. А когда он заявляет: «...для нас не име ет значения, как автор понимает для се бя эти формальные категории, нам важ но, что он при этом определении искус ства игнорирует специфику объективно го содержания» (25), то такой способ рассмотрения материала не всегда при водит к нужным результатам. Он оправ дывает себя, когда Буров разбирает воп росы только этого содержания, и ока зывается не всегда объективным при оценке частных положений, более узких, но не ошибочных. Иными словами, нель зя с одной меркой подходить к явлени ям, имеющим разное содержание, ибо если Буров всегда имеет в виду в своих рассуждениях содержание искусства, то ряд критикуемых им формулировок го ворит только о форме его. Так, напри мер, чтобы доказать несостоятельность теоретических положений Г. Недошизи- на, Буров критикует его формулировки: «идея существует в произведении в об разе и через образ» (30), «идея сущест вует в искусстве в форме образа» (30), идеи в литературе «не могут быть выра жены только при помощи понятий» (26) и т. д., но ведь все эти формулировки и не претендуют на выводы о содержании искусства, все они правильны. В резуль тате же получилось, что в целом ценная работа Г. Недошивина оказалась зачерг кнутой в книге Бурова, хотел он этого или нет. Здесь критика действительно неправильного сомкнулась с отрицанием пусть частного, но справедливого. Недо оценка того положительного, что было в работах до Бурова в области изучения эстетики, вообще свойственна книге «Эстетическая сущность искусства». Подчас сам Буров решительно расхо дится с Плехановым и Чернышевским в определении образности мышления. Бу ров считает образную, конкретно-чувст венную форму мышления лишь- «фор мальным началом» в искусстве, никак не затрагивающим область его содержа ния. Происходит это, думаетсй, потому, что понятие содержания искусства часто подменяется у Бурова понятием предме та изображения. Но Плеханов никогда не вкладывал в понятие содержания представлений просто об объекте изо бражения, о предмете. Ведь в искусстве — это не просто предмет, взятый, сам по себе, а предмет осознанный, освещенный с определенной точки зрения, под опре деленным углом, особым способом вос принятый, осознанный специфическим только для искусства методом. Права Н. Дмитриева, когда она, критикуя Бу рова, говорит: «Специфика содержания зависит и от объекта и от способа, ко торым он познается, в совокупности. А эстетический метод познания — это и есть образность: она предполагает эмо циональное переживание... Если пони мать художественный образ не вульгар но, не упрощенно (не только как «общее через отдельное»), то нужно признать, что образность входит в содержание ис кусства, а не составляет его формальное начало...» («Сов. культура» от 25 авгу ста 1956 г.). Мы добавим к этому, что содержание без фор.мы, без образности, без этого «формального начала» попро сту не существует. Плеханов понимал, что не будь предмет осмыслен эмоцио нально, образно, то мы должны уже го ворить о другой форме, о другой разно видности общественного сознания, но ни как не об искусстве. Из сказанного здесь следует, что мысль об образности мышления как спе цифической черте искусства не может быть сдана в архив. Можно считать ее недостаточно развернутой, недостаточно охватывающей область содержания ис кусства, но расценивать её как неспра ведливую нет оснований. В этом плане позиция А. Бурова небезупречна. Но и «противники» А. Бурова подчас или впадают в некоторые крайности, или так выражают свою мысль, что порой трудно отличить, где кончается спорное и где начинается ошибочное. Наиболее категорично и прямо проти воположная концепции А. Бурова точка зрения высказана в книге Ан. Дремова «О художественном образе» («Советский писатель», 1956). В главе, которая так и называется — «Образность — специ фика художественной литературы», — говорится, что, поскольку наука и 'ис кусство две формы единого процесса от ражения мира, общность их «состоит прежде всего в том, что искусство и наука имеют один предмет (объект) (выделено Ан. Дремовым.— А. Е.). Ан. Дремов пишет: «С общефилософ ской точки зрения нет. оснований счи
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2