Сибирские огни, 1958, № 2
Итак, с одной стороны, мы имеем ут верждение, что образность — специфи ческая,-характерная черта искусства, со держанием которого является вся об ласть жизни и природы, с другой, что образность — лишь «формальная» черта искусства, содержанием которого являет ся человек во всем многообразии его свойств и отношений. Кто же прав в этом споре? Концепция А. Бурова представляется нам правильной и плодотворной, а его позиции в споре об эстетике более проч ными, чем у его «противников». Искусство, как и всякое сознание, го ворит А. Буров, является отражением ре альной действительности. Оно функцио нирует в пределах общих закономерно стей, определяемых марксистско-ленин ской теорией отражения, оно, как и вся кое сознание, обобщает, делает выводы, содержит в себе оценку и приговор. Но что отличает искусство от других разно видностей общественного сознания, что определяет его качественное своеобра зие? Только ли образная форма, как это говорит, например, Ф. Калошин? Основ ной пафос работы А. Бурова и состоит в решении этого вопроса. Сама постановка его отличается у А. Бурова той принципиальностью, после довательностью, которой нет ни у Ф. Ка лошина, ни у Г. Недошивина. Специфи ческие особенности искусства исследова тель ищет прежде всего не в форме, а в ■содержании, потому что «своеобразие, которое не касается содержания, не есть качественное своеобразие» (13). Не всякий образ есть художественный об раз, рассуждает Буров. Так, не являются им ремесленная фотография, научно- технические снимки, топографические макеты. Так встает вопрос о специфике художественного содержания при опре делении сущности искусства, о специфи ческом предмете искусства. Жалко толь ко, что, поднимая эту важную проблему, А. Буров слишком скуп на примеры са мой художественной практики. Его мысль часто развивается лишь в кругу полемики с противниками. А. Буров совершенно справедливо считает специфическим только такое на чало, наличие которого есть непременное условие существования художественно го произведения. Объект изображения и предмет познания в искусстве не ' совпа дают. Правда, определение Бурова — «специфический предмет искусства не ■есть объект изображения, а есть предмет познания» (59)—несколько неточно в том смысле, что,' например, в портрете объект изображения есть одновременно и объект познания — человек. Но вывод исследователя совершенно справедлив: «Все те сущности, которые раскрывают ся искусством и составляют его идейное ■содержание, суть человеческие сущно сти» (59). . Всякая форма общественного сознания необходимо существует лишь постольку, поскольку изучает свойственные только ей одной и никакой другой форме обще ственного сознания явления и законо мерности действительности. Такая по становка проблемы приводит А. Бурова к важному выводу: «Специфическим объектом искусства является человече ская жизнь, точнее — общественный че ловек в живом единстве общественного и личного, в том единстве, которое свой ственно ему по его объективной челове ческой сущности» (136). Когда Ф. Калошин пишет, что разли чие между искусством и другими фор мами общественного сознания нужно ис кать прежде всего в форме отражения, а не в содержании, а Буров критикует такое заключение, мы целиком присоеди няемся к Бурову, но как быть с теми определениями, где речь идет только об образности мышления в искусстве и ни о чем больше другом? В. Белинский высказал в свое время весьма существенную мысль, о которой мы часто в споре забываем: «Если вы хотите, чтоб с вами спорили и понимали вас, как должно, то и сами должны быть добросовестны, внимательны к своему противнику и принимать его слова и до казательства именно в том значении, в каком он обращает их к вам». Мы дале ки от мысли упрекнуть кого-либо из уча стников спора об эстетической сущности искусства в недобросовестном отноше нии к своим оппонентам. Пусть не пой мут нас превратно. Но подчас, действи тельно, они говорят на разных языках и обращают огонь своей критики не туда, куда нужно. Мы не собираемся также за щищать от критики А. Бурова, действи тельно уязвимую во многих отношениях работу Г. Недошивина. Но справедливо сти ради нужно сказать, что А. Буров не всегда точно понимает мысль своего «противника». Мы не соглашаемся с направленно стью некоторых критических суждений А. Бурова. Дело в том, что он критикует иногда как ошибочные не неверные, а недостаточно развернутые положения, в то время как к частному определению нельзя предъявлять требований общего вывода, как нельзя объявлять ошибоч ным и верное, но не претендующее на исчерпывающую полноту или всеобщ ность оценки. Оговоримся сразу, что и в таком случае критика уместна и нуж на, если она ведется не по содержанию, не по существу определения, а по узости формулировок, ограниченности их. Тогда все встанет на свои места. Но в книге Бурова не вся полемика проведена в та ком русле. Характерен в этом смысле сам вывод исследователя, где он вынуж ден сделать существенную оговорку: «Образная форма отражения действи тельности (конкретно-чувственное, инди
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2