Сибирские огни, 1958, № 2

род? Но нигде такие явления не стано­ вились публичным событием, как стано­ вится им уход с целины. Здесь резче •и ярче сталкивается но­ вое со старым, здесь видней пережитки и яростней борьба с ними. Никаких го­ сударственных законов не издано на этот сче.т, и литература не внушала априорно норм поведения на целине. Но­ вые моральные качества рождаются в самих коллективах новоселов. Нет, никак нельзя героями целины признать Семена и Гюльды Бурыгиных, куда ближе к правде эпохи товарищ Громак, сознающий свою историческую миссию, и строгая молодежь чикинских стихов! Гораздо ближе, чем Василий Журав­ лев во фрагментах поэмы «Тюльпаны», подошел Эдмунд Иодковский к созданию развернутых образов целинников в своей поэме «Молния в сердце». Это тоже еще не эпопея, а лишь лири­ ческое обобщение. Но в поэме есть важное достоинство: она изображает на­ шу молодежь революционной, ищущей, желающей собственным разумом постиг­ нуть сложность жизни, жаждущей по­ двигов и совершающей их. Поэма дает неплохой ответ обывательским разговор­ чикам о том, что, дескать, современная молодежь и вялая какая-то, и грубая, и чересчур привязана к материальным бла­ гам. С полным правом поэт дает обыва­ телям гневнчю отповедь от имени всех своих сверстников: Это ложь! Мое поколение — поколение правдоискателей. поколение Чистых Рук, поколение Честных Глаз! Нашу веру в солнце Коммуны в бурях века мы не утратили, огромная карта Родины пламенеет за каждым из нас. Неслучайно окончательное разоблаче­ ние молодого карьериста Виктора Граф­ ского происходит именно на целине, и здесь крепнет, очищаясь от налета по­ шлости, любовь двух главных героев поэмы. В ответ на бормотание Графского, что он тоже хочет понять, что такое Алтай, лирический герой заявляет: — Что такое Алтай? Это край, где тебя не полюбят, если потом и кровью не сможешь любовь заслужить... ...Я ушел, хлопнув дверью, — я пускаю табачные клубы. Мне смешно, что у Витьки Учился я правильно жить. Не у карьериста Графского, не у ли­ цемера Доцента учится жизни герой поэмы, а у бригадира-строителя Дятлова, у тракториста Зубцова. Всем строем поэмы Э. Иодковский утверждает: здесь, где не только распа­ хивается земля, но и выковывается но­ вый быт тысяч людей, общественные и личные отношения должны быть глубо­ ки и чисты до конца, иначе целина вьь бросит человека, как сорйяк. В поэме «Молния в сердце» можно за­ метить немало недостатков. Она грешит композиционной неслаженностью, есть в ней куски, режущие ухо прозаизмами, некоторые образы художественно недо­ работаны. Но это ни в коем случае не может являться решающим в идейно­ художественной оценке поэмы. И все-таки нашелся кто-то, скрывший­ ся под псевдонимом «Литератор», кото­ рый совершенно бездоказательно пере­ черкнул ее крест-накрест в заметочке «Гром без молнии», опубликованной в «Литературной газете». Нет на земле более легкого дела, чем критической ду­ бинкой уничтожить произведение моло­ дого автора. Куда труднее найти в нем хорошее, обещающее в будущем рост. Кстати, трудно понять, почему был только обруган в той же «Литературной газете» И. Сельвинский за свой цикл сти­ хов о целине. Не все его стихи равно­ ценны? Тем внимательнее надо было от­ нестись к лучшим. Нет в них эпоса? Но это невозможно для человека, перед ко­ торым протянулась лишь первая ниточ­ ка великого дела. Партия учит нас, литераторов, что нельзя, цепляясь за отдельные недостат­ ки, зачеркивать все хорошее, что как раз и составляет существо нашей жизни. Это целиком относится к взгляду на ли­ тературу в целом и на творчество от­ дельных писателей. Есть у нас еще кри­ тики, которые никак не могут усвоить этого' требования партии. . И уж если кого критиковать надо, так скорее тех критиков, которые с высоко­ мерным равнодушием смотрят на первые / попытки взяться за главнейшие темы » эпохи: подъем целины, строительство ГЭС и т. д. Такое разделение на темы, конечно, схематично и допустимо только для удоб­ ства размышлений. Я своими глазами видел не только тысячные отряды рабо­ чих и студентов на целине, но и колхоз­ ников, съехавшихся на перекрытие Оби в районе Новосибирской ГЭС. • Съеха­ лись они не ради любопытства — здесь был и их труд: они посылали из колхо­ зов рабочую силу, они помогали строи- • тельству чем могли. Да и вообще, как же это было не их делом, если отсюда хлынет ток на их поля, в колхозы и МТС! Не так уж редко можно услышать от того или иного писателя: «Целина — не моя тема, в сельском хозяйстве я не раз­ бираюсь». Опыт каждого писателя, действитель­ но, ограничен. Но разве целина — это только специфика сельского хозяйства? Долг нашей современной литературы — оставить для будущих поколений -худо­ жественные свидетельства великих дел советского народа. Да к тому же, любая

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2