Сибирские огни, 1958, № 2
род? Но нигде такие явления не стано вились публичным событием, как стано вится им уход с целины. Здесь резче •и ярче сталкивается но вое со старым, здесь видней пережитки и яростней борьба с ними. Никаких го сударственных законов не издано на этот сче.т, и литература не внушала априорно норм поведения на целине. Но вые моральные качества рождаются в самих коллективах новоселов. Нет, никак нельзя героями целины признать Семена и Гюльды Бурыгиных, куда ближе к правде эпохи товарищ Громак, сознающий свою историческую миссию, и строгая молодежь чикинских стихов! Гораздо ближе, чем Василий Журав лев во фрагментах поэмы «Тюльпаны», подошел Эдмунд Иодковский к созданию развернутых образов целинников в своей поэме «Молния в сердце». Это тоже еще не эпопея, а лишь лири ческое обобщение. Но в поэме есть важное достоинство: она изображает на шу молодежь революционной, ищущей, желающей собственным разумом постиг нуть сложность жизни, жаждущей по двигов и совершающей их. Поэма дает неплохой ответ обывательским разговор чикам о том, что, дескать, современная молодежь и вялая какая-то, и грубая, и чересчур привязана к материальным бла гам. С полным правом поэт дает обыва телям гневнчю отповедь от имени всех своих сверстников: Это ложь! Мое поколение — поколение правдоискателей. поколение Чистых Рук, поколение Честных Глаз! Нашу веру в солнце Коммуны в бурях века мы не утратили, огромная карта Родины пламенеет за каждым из нас. Неслучайно окончательное разоблаче ние молодого карьериста Виктора Граф ского происходит именно на целине, и здесь крепнет, очищаясь от налета по шлости, любовь двух главных героев поэмы. В ответ на бормотание Графского, что он тоже хочет понять, что такое Алтай, лирический герой заявляет: — Что такое Алтай? Это край, где тебя не полюбят, если потом и кровью не сможешь любовь заслужить... ...Я ушел, хлопнув дверью, — я пускаю табачные клубы. Мне смешно, что у Витьки Учился я правильно жить. Не у карьериста Графского, не у ли цемера Доцента учится жизни герой поэмы, а у бригадира-строителя Дятлова, у тракториста Зубцова. Всем строем поэмы Э. Иодковский утверждает: здесь, где не только распа хивается земля, но и выковывается но вый быт тысяч людей, общественные и личные отношения должны быть глубо ки и чисты до конца, иначе целина вьь бросит человека, как сорйяк. В поэме «Молния в сердце» можно за метить немало недостатков. Она грешит композиционной неслаженностью, есть в ней куски, режущие ухо прозаизмами, некоторые образы художественно недо работаны. Но это ни в коем случае не может являться решающим в идейно художественной оценке поэмы. И все-таки нашелся кто-то, скрывший ся под псевдонимом «Литератор», кото рый совершенно бездоказательно пере черкнул ее крест-накрест в заметочке «Гром без молнии», опубликованной в «Литературной газете». Нет на земле более легкого дела, чем критической ду бинкой уничтожить произведение моло дого автора. Куда труднее найти в нем хорошее, обещающее в будущем рост. Кстати, трудно понять, почему был только обруган в той же «Литературной газете» И. Сельвинский за свой цикл сти хов о целине. Не все его стихи равно ценны? Тем внимательнее надо было от нестись к лучшим. Нет в них эпоса? Но это невозможно для человека, перед ко торым протянулась лишь первая ниточ ка великого дела. Партия учит нас, литераторов, что нельзя, цепляясь за отдельные недостат ки, зачеркивать все хорошее, что как раз и составляет существо нашей жизни. Это целиком относится к взгляду на ли тературу в целом и на творчество от дельных писателей. Есть у нас еще кри тики, которые никак не могут усвоить этого' требования партии. . И уж если кого критиковать надо, так скорее тех критиков, которые с высоко мерным равнодушием смотрят на первые / попытки взяться за главнейшие темы » эпохи: подъем целины, строительство ГЭС и т. д. Такое разделение на темы, конечно, схематично и допустимо только для удоб ства размышлений. Я своими глазами видел не только тысячные отряды рабо чих и студентов на целине, но и колхоз ников, съехавшихся на перекрытие Оби в районе Новосибирской ГЭС. • Съеха лись они не ради любопытства — здесь был и их труд: они посылали из колхо зов рабочую силу, они помогали строи- • тельству чем могли. Да и вообще, как же это было не их делом, если отсюда хлынет ток на их поля, в колхозы и МТС! Не так уж редко можно услышать от того или иного писателя: «Целина — не моя тема, в сельском хозяйстве я не раз бираюсь». Опыт каждого писателя, действитель но, ограничен. Но разве целина — это только специфика сельского хозяйства? Долг нашей современной литературы — оставить для будущих поколений -худо жественные свидетельства великих дел советского народа. Да к тому же, любая
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2