Сибирские огни, 1958, № 2

тельности труда и в совершенствовании техники. Это правильно, это наша ти­ пичная жизнь, наша повседневность, и отображать ее абсолютно необходимо. Но глубочайшая сущность эпохи строительства коммунизма — в другом: в непрерывных качественных измене­ ниях в нашей экономике, в мощных скач­ ках вперед. В кратчайший срок постав­ лены на службу человеку почти все ве­ ликие реки нашей Родины — от Днепра до Ангары. Это ли не грандиозный сдвиг в советском народном хозяйстве? В еще более_ короткий срок на пусто­ вавших землях созданы новые житницы. Вам трудно представить все величие этого дела, цифры миллионов гектаров примелькались, цифрами нас не уди­ вишь, да и к непрерывному расширению посевных площадей в колхозах и совхо­ зах мы привыкли. Но тут произошло не просто расши­ рение посевов, а овладение массивами, равными целым странам Европы, мгно­ венное рождение новых житниц, более мощных, чем исконные наши житницы— Украина и Центральные черноземные области. Это ли не скачок в развитии социалистического сельского хозяйства, а в конечном счете —• в судьбах совет­ ского народа? Именно в сплетении судеб эпохи наиболее полно и ярко символизи­ руется стремительность и мощь социали­ стического развития нашей страны. Помощь горожан колхозам во время уборочных кампаний давно стала у нас традицией. Но никогда еще таким все­ народным делом не становилась уборка урожая, как в последние годы, когда по­ шел хлеб с целинных земель. Осенью 1 9 5 6 года Новосибирский обком ВЛКСМ постановил создать пятнадцатитысячную комсомольскую ударную бригаду рабо­ чих и служащих города. Но доброволь- ' цев оказалось 20 тысяч. А скоро к этой бригаде присоединился 20-тысячный от­ ряд студентов вузов и учащихся техни­ кумов. И так было во всех городах, располо­ женных в районах целинных земель. Илья Сельвинский писал о Казахстане: Гордый, полный радостной заботы, Выйдет мастер в поле — вот он весь! Тут пришли крестьянствовать заводы. Техникумы пахарствуют здесь. «Слово о хлебе» Александра Смердо-’ ва наполнено живыми чувствами непо­ средственного участника первой уборки целинного урожая. Поэт видел и неустро­ енный быт москвичей-новоселов, и «де­ вичьи ладошки, растертые в кровь»,' и слезу бессилия у седого кавалера Золо­ той Звезды. Не у «десятинки несжатой», горько воспетой когда-то Некрасовым, плакал герой, а «на тыщегектарном, кол­ хозном массиве, где ливни и ветры сва­ лить трозили наземь пшеничных богатств пуды». А. Смердов рассказывает, как вся страна встала на защиту урожая, как партия и правительство бросили на по­ мощь сибирякам могучий поток сельхоз­ техники с Днепра, Поволжья, Кубани. Приобщение к народному подвигу за­ ставило поэта по-другому взглянуть на свое творчество, отрешиться от былых описаний золотой осени, звона золотых колосьев, золотой пурги молотьбы, голу­ бой выси и улыбающихся комбайнеров. Пшеничное зернышко не позолоты, не од хвалебных, правды оно от поэта требует — яш-вой и прекрасной, как жизнь сама! «Слово о хлебе» написано несколько выспренно, немного тяжеловесно, силь­ на в нем струя декларационная. Поэт явно не нашел новой формы для выра­ жения небывалых чувств, но знамена­ тельно то, что он уже сознает ее необ­ ходимость, уже убежден,' что по-старо­ му о целине невозможно писать. Целинники Казахстана и Сибири встречали у себя не только советских граждан, но и молодежь из стран народ­ ной демократии, которая тоже протяну­ ла руку помощи в уборке невиданных урожаев. Вот она, воочию зримая, конкретная смычка города с деревней, вот она — социалистическая дружба народов! Все это сконцентрировалось на целине, как пук лучей в увеличительном стекле. Много новых ч.ерт проявляется в це­ линных коллективах, и поэзия уже улав­ ливает их. На зорьке «пробился в ковыльные дела» заводской гудок из далекого го­ рода. И по этому родному гудку тракто­ ристы бросают недоеденный завтрак и спешат к машинам. В вагон© становится тихо. За стенкой шум быстрых шагов. Но ты не сердись, повариха, На новых своих едоков. Иван Ветлугин в стихотворении «Гу­ док над степью» нашел точную и емкую поэтическую деталь, которая содержит широкое обобщение: вместе с новосела­ ми в сельское хозяйство приходит завод­ ская дисциплина, индустриальная куль­ тура труда! А с какой небывалой остротой жизнь поставила на целине морально-этиче­ ские проблемы! В стихотворениях В. Урина «Гвоздика», М. Найдича «Разрыв», Л. Чикина «Сорняк» и в не­ которых других бичуются люди, которые отказались разделить со своими люби­ мыми подвиг покорения новых земель. Вообще говоря, мало ли девушек или парней не разделяют со своими любимы­ ми влечения к какой-то профессии, к какому-то месту работы. Но на целине это равно измене в любви, моральному предательству. Мало ли людей уволь­ няется с заводов по собственному жела­ нию, мало ли уходило из колхозов в го­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2