Сибирские огни, 1958, № 2
гическое раскрытие характера. Общими словами, сведенными до сухости фор мулы, говорится: Успех верней, чем нам труднее. Мороз силен, а мы сильнее. Ремонт окончен будет в срок. Стихотворение «Первая могила» по священо молодому шоферу-целиннику, который погиб в бескрайней степи, в по лынье, занесенной снегом. Необжитая, дикая степь — Неразумная сила. Трактора... На усадьбе совхоза Еще ни кола, ни двора. И одною из первых построек Стала эта могила. Здесь есть чувство, личная боль, есть характер, которого мы не ощутили в «Зимнем ремонте». Дальше следуют два «весенних» сти хотворения: «Синица» и «Гнездование». Герой не лишен тонкого восприятия природы, он замечает, как «солнце ка пает с осинки», место для своего «посто янного дома саманного» он хочет вы брать на берегу «всклокоченной» реки. В «летних» стихотворениях «Жимо лость» и «Лилия» оба цветущие расте ния сравниваются с любимой девушкой Гюльды. Осенью герой с грустью вспо минает о лете, о луге тюльпанов под ок ном («Воспоминание»), скорбит о том, что опять на полях-велики потери хлеба («Потери»), и от этого у него «снова сердце холонет в груди». И вот постепенно перед нами рисует ся характер Семена Бурыгина. По-види мому, парень это неплохой: любит при роду, нежно влюблен в Гюльды. Но в делах общественных наиболее ярко про является у него грусть, меланхолия («Первая могила», «Потери»), а радост ные чувства его относятся к солнышку, цветам, Гюльды. Вообще, ни один человек, кроме Гюльды (если не считать погибшего шо фера), не присутствует в стихах Буры гина, словно только они, двое влюблён ных, и существуют на целинных просто рах. Даже стихотворение «Отъезд на курсы», которое, судя по заголовку, должно быть исполнено общественного духа, ничего другого не содержит, кроме: Я немного взгрустну. Попрощаюсь, Вздыхая, Вспомню галочьи крики, Гвоздики, Весну... Расставаясь с тобою, моя дорогая, я немного взгрустну. Это чувство при расставании естест венно, но ведь не им одним все ограни чивается у живого человека. Грусть о любимой обязательно сплетается с меч тами, с какими-то радостными планами на будущее — ведь учиться едет чело век, расти! А Бурыгин только вздыхает. И никак не обогащается его характер, когда в одном стихотворении он заявля ет, что хотел бы изменить пушкинские строки и вместо «есть упоение в бою» воскликнуть: «Есть упоение в труде». Это отдает декларативностью, ибо мы так и не увидели Бурыгина в труде. И вот невольно закрадывается мысль, что Василий Журавлев сознательно, мо жет быть, полемически, сделал такую лирико-сентиментальную выжимку из характера своего героя. Хватит, дескать, железобетонных трактористов некотог рых газетных стихов! Но при чтении «тетради» Семена Бу рыгина властно и протестующе встают в памяти стихи Чекмарева, этого пред шественника наших нынешних целинни ков. Вот где личное и общественное были слиты воедино, вот где действи тельно горело «упоение в труде»1 И еще одна мысль рождается при чте нии журавлевского цикла: как обед няется звучание поэзии, как низводится благородная тема, когда мы пытаемся решить ее средствами лишь интимной да пейзажной лирики, когда уходим от граж данского пафоса! Это нисколько не луч ше лозунговой риторики в стихах, это две стороны одной медали, равно против ные большой поэзии. Остается добавить, что и песни Гюльды мало чем отличаются от стихов ее супруга. В них также присутствует только любимый да впоследствии еще сынишка Аяз-, они наполнены чувством одиночества до той поры, пока молодые люди не признались друг другу в люб ви, а позже в них господствует мотив семейного счастья. Нельзя сказать, что В. Журавлев во обще не создал художественные образы двух людей. Но какое отношение имеют эти образы к целине, к ее проблемам, к коллективу покорителей целины, ко торый складывается в победах и в трудностях? О целине нельзя писать так, как мы пишем, допустим, о каком-либо .старом колхозе Орловской или Тамбовской об ласти. Целина — это качественно новое явление не только в экономике, но и в характере советских людей. Мы часто упрекаем свою литературу за то, что мало создается у нас значи тельных произведений о рабочем классе и колхозном крестьянстве. Полностью этот упрек принять нельзя: даже в статьях, содержащих его, обычно пере числяется большое количество произве дений от «Поднятой целины» и «Цемен та» от «Страны Муравии» и «Трагедий ной ночи» до «Журбиных» и «Жатвы», до поэм А. Педогонова и М. Луконина. И все же этот упрек справедлив. У нас пишутся неплохие произведения о колхозах, которые постепенно растут и богатеют, о заводах, которые все боль ше набирают темпы в росте производи
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2