Сибирские огни, 1958, № 2

тый день дожди идут»: они срывают ра­ боту да еще и грусть нагоняют. Стихи Л. Чикина привлекают мужест­ вом, достоверностью переживаний чело­ века, поднимавшего собственными рука­ ми целину. Но в них почти нет широких обобщений, кроме разве стихотворения, ставшего уж е известным, «Уезжала в село коммуниста семья». К тому же они несколько риторичны, поэт скупо насы­ щает их самими деталями целинного труда и быта. У Л. Чикина есть ■драгоценное пре­ имущество — он «изнутри» знает, как совершался подвиг освоения новых з е ­ мель, он не «изучал» эту жизнь, а жил ею. Но пока молодой поэт затронул лишь некоторые, хотя и важные, запа­ сы накопленного. «Разговор от первого лица» состоялся далеко еще не в пол­ ный голос. Словно в противовес празднично-ро­ мантической приподнятости стихов И. Сельвинского и мужественного по­ движничества героев Л. Чикина цикл Г. Куренева «Встречи в стени» как бы подчеркивает обыденность для советско­ го человека таких дел, как освоение целины. Стихотворение «Все казалось слож­ ным на вокзале» кончается так: Стало ясно: целина и залежь — трудная, но все-таки земля. Еще более, так сказать, «приземлен- но» говорится о целине в стихотворении «Тишинка»: А она других земель не хуше, тех, что распахали у села. Пишет ли Г. Куренев о том, как сы­ нишка агронома, «ровесник мартовского Пленума ЦК», уложен' на печь в дирек­ торском кабинете, потому что в совхозе нет еще ни одного жилого дома, он и этот своеобразный случай окрашивает настроением повседневных деловых за ­ бот: бригадиры, собравшиеся на рассве­ те к директору, «не курят нынче» и переходят с голоса на шепот, требуя запчасти для комбайнов. Изображает ли поэт партийное собра­ ние, где разбирается дело коммуниста, не оправдавшего на целине доверия, он, требуя вместе со всеми исключения ви­ новного из партии, говорит привычными, на первый взгляд суховатыйи словами, за которыми, однако, легко ощущается большой накал чувств: Пусть послужит мнение поэта дополнением к протоколу. И мы снова можем сказать:-, это тоже правда о целине, ибо для нас, советских людей, совершивших Октябрьскую per волюцию, взметнувших над землей стройки первых пятилеток, победивших в Великой Отечественной войне, подвиг стал нормой нашей деятельности, — у нас есть повседневность подвига., Та­ ков исток, в котором рождались «Встреч чи в степи». Собственную струю несет и цикл Александра Яшина «Свежий хлеб», опубликованный в журнале «Огонек». Поэт не поднимается до обобщений, не раскрывает характеры целинников, не передает в художественных деталях атмосферу героического- труда. И, без­ условно — в этом тоже ограниченность творческих усилий А. Яшина. Но он сумел лирически раскрыть чувство люб­ ви, даже порой какой-то отеческой неж­ ности, которое живет в душе советских людей к своим посланникам на целину и к краю, где целинники совершают свой подвиг. Гроза в горах над Катунью — это очень красиво и величественно, но лю­ дям не до красоты, они с тревогой гля­ дят, как гроза уходит от них в алтай­ ские степи, которые ...совсем с горами рядом. И вздох людской был, как мольба: «Ах, только не было бы града: Хлеба в цвету! Цветут хлеба!» Так выражается это чувство в стихо­ творении «В Горном Алтае». Более мяг­ кий, чуть идиллический тон приобретает оно в стихах «Начало» и «Березовые колки», нежностью, желанием подбод­ рить наполнено оно в стихотворении «В ночную смену», которое посвящено двум девушкам, работающим на сцепе. Это чувство окрашивает весь цикл «Свежий хлеб». Василий Журавлев ' поставил перед собой более объемную задачу. В фраг­ ментах поэмы «Тюльпаны» он попытал­ ся познакомить читателя с образами двух молодых целинников, с мужем и же­ ной: русским трактористом Семеном Бурыгиным и прицепщицей-казашкой Гюльды. Причем, автор раскрывает их характеры, их мысли и настроения устами самих героев, заставляет их за­ ниматься, так сказать, «самовыражени­ ем». Дело в том, что Бурыгин пишет стихи, а Гюльды складывает песни. И вот перед нами тетрадь стихов Семена, нечто вроде поэтического дневника, и «Песни Гюльды». Какие же характеры раскрываются перед нами? Стихи Бурыгина охватывают все вре­ мена года: зиму, весну, лето, осень. В двенадцати строках стихотворения «Зим­ ний ремонт» читателю дается понятие об упорстве в труде Бурыгина и его то­ варищей, именно понятие, а не психоло­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2