Сибирские огни, 1958, № 2
тый день дожди идут»: они срывают ра боту да еще и грусть нагоняют. Стихи Л. Чикина привлекают мужест вом, достоверностью переживаний чело века, поднимавшего собственными рука ми целину. Но в них почти нет широких обобщений, кроме разве стихотворения, ставшего уж е известным, «Уезжала в село коммуниста семья». К тому же они несколько риторичны, поэт скупо насы щает их самими деталями целинного труда и быта. У Л. Чикина есть ■драгоценное пре имущество — он «изнутри» знает, как совершался подвиг освоения новых з е мель, он не «изучал» эту жизнь, а жил ею. Но пока молодой поэт затронул лишь некоторые, хотя и важные, запа сы накопленного. «Разговор от первого лица» состоялся далеко еще не в пол ный голос. Словно в противовес празднично-ро мантической приподнятости стихов И. Сельвинского и мужественного по движничества героев Л. Чикина цикл Г. Куренева «Встречи в стени» как бы подчеркивает обыденность для советско го человека таких дел, как освоение целины. Стихотворение «Все казалось слож ным на вокзале» кончается так: Стало ясно: целина и залежь — трудная, но все-таки земля. Еще более, так сказать, «приземлен- но» говорится о целине в стихотворении «Тишинка»: А она других земель не хуше, тех, что распахали у села. Пишет ли Г. Куренев о том, как сы нишка агронома, «ровесник мартовского Пленума ЦК», уложен' на печь в дирек торском кабинете, потому что в совхозе нет еще ни одного жилого дома, он и этот своеобразный случай окрашивает настроением повседневных деловых за бот: бригадиры, собравшиеся на рассве те к директору, «не курят нынче» и переходят с голоса на шепот, требуя запчасти для комбайнов. Изображает ли поэт партийное собра ние, где разбирается дело коммуниста, не оправдавшего на целине доверия, он, требуя вместе со всеми исключения ви новного из партии, говорит привычными, на первый взгляд суховатыйи словами, за которыми, однако, легко ощущается большой накал чувств: Пусть послужит мнение поэта дополнением к протоколу. И мы снова можем сказать:-, это тоже правда о целине, ибо для нас, советских людей, совершивших Октябрьскую per волюцию, взметнувших над землей стройки первых пятилеток, победивших в Великой Отечественной войне, подвиг стал нормой нашей деятельности, — у нас есть повседневность подвига., Та ков исток, в котором рождались «Встреч чи в степи». Собственную струю несет и цикл Александра Яшина «Свежий хлеб», опубликованный в журнале «Огонек». Поэт не поднимается до обобщений, не раскрывает характеры целинников, не передает в художественных деталях атмосферу героического- труда. И, без условно — в этом тоже ограниченность творческих усилий А. Яшина. Но он сумел лирически раскрыть чувство люб ви, даже порой какой-то отеческой неж ности, которое живет в душе советских людей к своим посланникам на целину и к краю, где целинники совершают свой подвиг. Гроза в горах над Катунью — это очень красиво и величественно, но лю дям не до красоты, они с тревогой гля дят, как гроза уходит от них в алтай ские степи, которые ...совсем с горами рядом. И вздох людской был, как мольба: «Ах, только не было бы града: Хлеба в цвету! Цветут хлеба!» Так выражается это чувство в стихо творении «В Горном Алтае». Более мяг кий, чуть идиллический тон приобретает оно в стихах «Начало» и «Березовые колки», нежностью, желанием подбод рить наполнено оно в стихотворении «В ночную смену», которое посвящено двум девушкам, работающим на сцепе. Это чувство окрашивает весь цикл «Свежий хлеб». Василий Журавлев ' поставил перед собой более объемную задачу. В фраг ментах поэмы «Тюльпаны» он попытал ся познакомить читателя с образами двух молодых целинников, с мужем и же ной: русским трактористом Семеном Бурыгиным и прицепщицей-казашкой Гюльды. Причем, автор раскрывает их характеры, их мысли и настроения устами самих героев, заставляет их за ниматься, так сказать, «самовыражени ем». Дело в том, что Бурыгин пишет стихи, а Гюльды складывает песни. И вот перед нами тетрадь стихов Семена, нечто вроде поэтического дневника, и «Песни Гюльды». Какие же характеры раскрываются перед нами? Стихи Бурыгина охватывают все вре мена года: зиму, весну, лето, осень. В двенадцати строках стихотворения «Зим ний ремонт» читателю дается понятие об упорстве в труде Бурыгина и его то варищей, именно понятие, а не психоло
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2